История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 99

Чтобы понять  эти  противоречия  глубже,  надо   охарактеризовать состояние  русского  общества в тот момент - в начале 20 века.  Прежде всего видно,  что хотя против архиереев выдвигалось много обвинений  в том, что они слишком раболепны перед светской властью (так говорили по большей части либеральные,  инославные и нецерковные  противники),  но обвинения   эти   были  сильно  преувеличены,  как  показал  эпизод  с обсуждением реформы в Синоде  и  те  отзывы,  которые  подали  русские архиереи.  Любопытно,  что  обвинения  эти  исходили во многом от лица белого  духовенства,  поэтому  интересно  понять  их  взгляды.  Сейчас опубликованы  изданные  в  20-е  годы  за границей мемуары о.  Георгия

Шавельского,  протопресвитера армии и флота,  который  возглавлял  все армейское духовенство в период Первой мировой войны.  Высказывания его о русских архиереях достаточно откровенны и во многом отражают взгляды белых либеральных священников, не совсем обновленческие, но в чем-то к обновленчеству  близкие.  Учитывая,  что  это  талантливый  оратор   и писатель, интересно понять, какое это было отношение. Здесь было много справедливого,  о чем свидетельствуют отрывки из его мемуаров. Вот как характеризует этот священник епископов:

"Внешне величественная обстановка епископского служения в связи с легкостью  получения  права  на  епископство всего лишь через принятие монашества со всей последующей головокружительной карьерой менее всего способствовала развития в кандидате епископства того смирения, которое должно отличать раба Христова.  Напротив,  она укрепляла в нем  мысль, что  он  -  не  то,  что  другие.  Владычная  же,  по  существу бывшая неограниченной  власть,   с   одной   стороны,   раболепство,   лесть, низкопоклонство,   окружавшие  владыку,  с  другой,  развивали  в  нем самомнение и самоуверенность,  часто  граничившую  с  непогрешимостью.

Наконец,   сыпавшиеся   на   владык   ордена   и   отличия,   а  также практиковавшаяся только в Русской Церкви строго осужденная  церковными канонами система беспрерывных перебрасываний владык с беднейших кафедр на более богатые в награду  и,  наоборот,  в  наказание  расплодили  в святительстве  совершенно  неведомые  в  других  православных  церквах карьеризм и искательство.

В конце   концов   в  предреволюционное  время  наш  епископат  в значительной своей части представлял  коллекцию  типов  изуродованных, непригодных   для  работы  и  вредных  для  дела.  Тут  были  искатели приключений  и  авантюристы,  безграничные  честолюбцы  и  славолюбцы, изнеженные  и избалованные сибариты,  жалкие прожектеры и торгаши,  не знавшие  удержу  самодуры  и  деспоты,   смиренные   и   благочестивые инквизиторы  или  безличные  и  безвольные  в  руках своих келейников, мироносиц  и  разных  проходимцев,  на  них  влиявших,  пешки  и  т.д.

(Мироносицами  обычно  называли  женщин,  слишком  уж активно служащих

- 6 каким-нибудь духовным лицам. - А.Щ.).

Владыка жил  во  дворце,  ездил  в  карете,  его  стол ломился от излишеств,  а не только его пасомые,  а и ближайшие соратники  пастыри сплошь  и  рядом  изнемогали  под  тяжестью  нищеты  и нужды.  Владыка устраивал приемы посетителей, гостей и просителей, назначал и увольнял священнослужителей,  перечитывал  кипы  консисторских дел,  журналов и протоколов,  и все же он безгранично далек был от своей паствы, своего клира.   Духовная  жизнь  епархии  текла  как  случалось,  духовенство работало как умело и  как  хотело.  Владыка  крепко  стоял  на  страже настоящего  статус-кво,  но забота о просветлении будущего,  о чистоте церковного корабля редко беспокоила наших владык. Понимание жизни и ее неотступных  требований  давалось  немногим  из них.  Самая обстановка жизни владык -  полная  роскошь,  сытость  и  довольство,  а  главное, неустанно  курившиеся  перед  ними  фимиамы  лести  и  низкопоклонства разучивало их понимать жизнь.