Чтобы понять эти противоречия глубже, надо охарактеризовать состояние русского общества в тот момент - в начале 20 века. Прежде всего видно, что хотя против архиереев выдвигалось много обвинений в том, что они слишком раболепны перед светской властью (так говорили по большей части либеральные, инославные и нецерковные противники), но обвинения эти были сильно преувеличены, как показал эпизод с обсуждением реформы в Синоде и те отзывы, которые подали русские архиереи. Любопытно, что обвинения эти исходили во многом от лица белого духовенства, поэтому интересно понять их взгляды. Сейчас опубликованы изданные в 20-е годы за границей мемуары о. Георгия
Шавельского, протопресвитера армии и флота, который возглавлял все армейское духовенство в период Первой мировой войны. Высказывания его о русских архиереях достаточно откровенны и во многом отражают взгляды белых либеральных священников, не совсем обновленческие, но в чем-то к обновленчеству близкие. Учитывая, что это талантливый оратор и писатель, интересно понять, какое это было отношение. Здесь было много справедливого, о чем свидетельствуют отрывки из его мемуаров. Вот как характеризует этот священник епископов:
"Внешне величественная обстановка епископского служения в связи с легкостью получения права на епископство всего лишь через принятие монашества со всей последующей головокружительной карьерой менее всего способствовала развития в кандидате епископства того смирения, которое должно отличать раба Христова. Напротив, она укрепляла в нем мысль, что он - не то, что другие. Владычная же, по существу бывшая неограниченной власть, с одной стороны, раболепство, лесть, низкопоклонство, окружавшие владыку, с другой, развивали в нем самомнение и самоуверенность, часто граничившую с непогрешимостью.
Наконец, сыпавшиеся на владык ордена и отличия, а также практиковавшаяся только в Русской Церкви строго осужденная церковными канонами система беспрерывных перебрасываний владык с беднейших кафедр на более богатые в награду и, наоборот, в наказание расплодили в святительстве совершенно неведомые в других православных церквах карьеризм и искательство.
В конце концов в предреволюционное время наш епископат в значительной своей части представлял коллекцию типов изуродованных, непригодных для работы и вредных для дела. Тут были искатели приключений и авантюристы, безграничные честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалованные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, не знавшие удержу самодуры и деспоты, смиренные и благочестивые инквизиторы или безличные и безвольные в руках своих келейников, мироносиц и разных проходимцев, на них влиявших, пешки и т.д.
(Мироносицами обычно называли женщин, слишком уж активно служащих
- 6 каким-нибудь духовным лицам. - А.Щ.).
Владыка жил во дворце, ездил в карете, его стол ломился от излишеств, а не только его пасомые, а и ближайшие соратники пастыри сплошь и рядом изнемогали под тяжестью нищеты и нужды. Владыка устраивал приемы посетителей, гостей и просителей, назначал и увольнял священнослужителей, перечитывал кипы консисторских дел, журналов и протоколов, и все же он безгранично далек был от своей паствы, своего клира. Духовная жизнь епархии текла как случалось, духовенство работало как умело и как хотело. Владыка крепко стоял на страже настоящего статус-кво, но забота о просветлении будущего, о чистоте церковного корабля редко беспокоила наших владык. Понимание жизни и ее неотступных требований давалось немногим из них. Самая обстановка жизни владык - полная роскошь, сытость и довольство, а главное, неустанно курившиеся перед ними фимиамы лести и низкопоклонства разучивало их понимать жизнь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.