История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 184

Получив свободу и через Румынию,  Турцию вернувшись в Киев (в  то время  Белая  армия  заняла Украину),  владыка Антоний был Шавельским, который очень ревностно следил за тем,  чтобы фактически распоряжаться в  церковном  управлении  Юга  России,  он был избран не председателем этого управления,  а только его почетным председателем и отбыл в Киев, т.е.  фактически  влияния  на  ход  дел он не мог оказывать.  Только в декабре,  после поражения армии,  он туда приехал.  Но  тем  не  менее владыка  Антоний  в  своих  проповедях предпринял ряд обращений явно в поддержку Белой армии,  хотя как монархист, он вряд ли мог соглашаться со  многими  политическими тенденциями.  Надо сказать,  что многие его обращения являются с любой точки  зрения  слишком  крайними  -  трудно допустить,   что   православный   архиерей,   хотя   и   патриотически настроенный,  в отношении  зверей  чекистов  или  их  вдохновителей  комиссаров мог употреблять слова "убивайте их, как бешеных собак".

Мы видим активное вмешательство в политику епископа  Антония,  но деятельностью  церковного управления Юга России управлял фактически не он, а о. Георгий Шавельский.

В процесс  гражданской  войны убийства духовенства и православных мирян носили  массовый  характер,  и  многое  здесь,  как  и  убийство митрополита Владимира,  можно было бы приписать действиям бандитов, за которыми  трудно  уследить.  Такие  зверские  убийства,  как  убийства викария  Платона ...........,  который был зверски убит большевистской бандой, что облегчило антиканонические действия по отделению Эстонской церкви от РПЦ,  или зверские убийства, когда в декабре 1919 г. епископ

Воронежский Тихон был повешен  на  царских  вратах,  а  летом  Исидор, викарий  Новгородской  епархии,  находившися в Самаре,  был посажен на кол, - все эти жестокости банд, сражавшихся на стороне большевиков, не вдохновлялись   властями.   Но   убийство  архиепископа  Астраханского

Митрофана и его викария епископа Леонтия ..........  вместе с  большой группой духовенства объяснить так нельзя,  потому что они были взяты в качестве заложников по непосредственному приказанию  самого  Кирова  и

Атарбекова,  возглавлявшего  ЧК Астраханского края.  Это было зверское убийство.  Незадолго до этого епископ Митрофан  совершил  прославление епископа   Иосифа,  убиенного  митрополита  Астраханского,  а  в  июне разделил его судьбу вместе с большой группой духовенства, причем перед смертью  он пытался благословить своего убийцу,  но тот с силой дернул его за бороду и застрелил,  так что когда  впоследствии  белые  войска разрыли могилу, у владыки оказалась разорвана губа. Так что на совести

Кирова и Атарбекова были массовые убийства,  а люди эти были на  верху большевистской власти, чего нельзя сказать о каких-то бандитах.

То же самое можно сказать и  о  кощунственной  кампании  вскрытия мощей, которая началась по всей стране еще в декабре 1919 г. Здесь был явный расчет на психологию интеллигенции, возглавлявшей большевистскую партию,  вроде  Ленина  и  других,  которые считали,  что РПЦ держится только благодаря поддержке самодержавного правительства  и  стоит  эту поддержку  убрать,  как  вслед  за этим падет и Церковь и Православие.


- 9 Надо объяснить народу,  как его  обманывают  попы,  и  тогда  наступит идеологическое  оздоровление.  Это  являлось следствием поразительного невежества, но в это глубоко верили. Кампания по вскрытию мощей и была продиктована такого рода непониманием и невежеством.

Конечно, у очень многих простых людей жило  убеждение,  что  мощи святых сохраняются нетленными. Ясно, что обвинить прямо Церковь в том, что она якобы способствовала такого рода  заблуждению  нельзя,  потому что  акты  о  вскрытии  мощей  всегда  печатались  (например,  о мощах преподобного Серафима). Всякий, кто читал "Братьев Карамазовых", видел там  подробное  разъяснения  по  вопросу о том,  что мощи очень многих святых нетленными  не  являются  и  для  прославления  нетленность  не является обязательной.  Такой взгляд высказывался как в церковной, так и в нецерковной печати, но тем не менее со стороны некоторых архиереев высказывалось  мнение,  что такого рода народное убеждение может потом послужить причиной для соблазна.  Все  эти  кощунственные  действия  у большинства соблазна не вызвали. Может быть, кто-то и отпал от Церкви, но для большинства, наоборот, это послужило поводом к сплочению вокруг