В это время на фронте ведется интенсивная агитация, и во многом от православного духовенства зависит сохранение духа в исключительно тяжелых испытания, выпавших на долю прежде всего солдат, оказавшихся в окопах. В это время протопресвитером русской армии был о. Георгий
Шавельский - талантливый администратор, хороший проповедник, но в его деятельности присутствовал ряд явных дефектов. Главным было то, что он потому и был назначен, что ориентировался на не слишком благочестивое офицерство, которого в русской армии было очень много. Практический атеизм, неверие и равнодушие к вере распространилось не только среди интеллигенции, но и в офицерской среде.
Расскажу один интересный эпизод, который произошел при столкновении между генералом Бирюлевым и обер-прокурором Св.Синода
Победоносцевым. Известно, что Бирюлев встал во главе флота вскоре после Русско-японской войны и, как многие офицеры, тяготился слишком длинными церковными службами. Он попытался договориться со священниками о том, чтобы службы сократить, и когда те сказали, что устав есть устав, он вознамерился им помочь и с кем-то из протоиереев
- 7 провел такую работу: "Вот тут у вас "Господи помилуй". Зачем же три раза - хватит и одного". Последовали и другие сокращения кондаков и стихир, после чего Богослужение было очень сильно преобразовано.
Растерявшийся священник пожаловался своему начальству, и все было доведено до сведения обер-прокурора, который добился того, что вызвал к себе Бирюлева и заявил, что к тому моменту, когда он вступал в должность обер-прокурора, в Православной Церкви была известна помимо
Литургии Преждеосвященных даров Литургия Иоанна Златоустого и Литургия
Василия Великого, Литургии же генерала Бирюлева известно не было, а до тех пор, пока он будет обер-прокурором, таковой и не будет.
Тем не менее такого рода сокращения широко практиковались - в частности, очень сильно было сокращен придворный чин Богослужения.
Офицерство любило тех, кто не очень донимал их всякими придирками. О.
Георгий Шавельский многое делал, заботясь о раненых, много ездил, устранял недостойных священников. Но как свидетельствует следующий дикий эпизод, в случаях, если священники находили общий язык с офицерством, они могли не опасаться грозного для других протопресвитера русской армии. Граф Игнатьев в своих мемуарах "50 лет в строю" написал о позорном случае во Франции, когда вместе с посланными туда в 1916 г. войсками явился некий иеромонах, которого потребовало удалить само антиклерикально настроенное французское правительство, причем не за то, что он занимался антиклерикальной пропагандой, а за то, что был обнаружен в солдатском доме терпимости.
Любопытно, что граф Игнатьев, тогда атташе, указал начальству на то, что его надо немедленно выслать. Однако у иеромонаха нашлись заступники, которые сослались на то, что он все быстро делает, и на этом основании просили его оставить.
В армию в это время пошли по зову совести многие епископы
(владыка Тихон Туркестанов и другие), и эта инициатива встретила настороженность со стороны о. Георгия Шавельского. Он боялся, что это как-то скажется на его власти, хотя они готовы были пребывать у него в послушании (вопреки всем каноническим нормам). У о. Георгия и его приближенных не было понимания настроений солдатской массы, потому что когда он говорит об этом, то эти настроения фигурируют только в виде самоотверженного героизма. Буквально за несколько недель собирается совещание благочинных всей армии, и там тоже царит мажорное настроение: пропаганда неприятели цели не достигает, все хорошо. В
1917 г. происходит революция, и очень быстро число говеющих сокращается со 100 до 10 процентов, что означает, что дойти до души воинов многие священники не сумели. Многое велось чисто формально, хотя деятельность была большая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.