История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 130

В это  время на фронте ведется интенсивная агитация,  и во многом от православного духовенства зависит сохранение духа  в  исключительно тяжелых испытания, выпавших на долю прежде всего солдат, оказавшихся в окопах.  В это время протопресвитером русской  армии  был  о.  Георгий

Шавельский - талантливый администратор,  хороший проповедник, но в его деятельности присутствовал ряд явных дефектов. Главным было то, что он потому и был назначен,  что ориентировался на не слишком благочестивое офицерство,  которого в русской армии было очень  много.  Практический атеизм,  неверие  и равнодушие к вере распространилось не только среди интеллигенции, но и в офицерской среде.

Расскажу один    интересный   эпизод,   который   произошел   при столкновении между генералом  Бирюлевым  и  обер-прокурором  Св.Синода

Победоносцевым.  Известно,  что  Бирюлев  встал  во главе флота вскоре после Русско-японской войны и,  как многие офицеры,  тяготился слишком длинными   церковными   службами.   Он   попытался   договориться   со священниками о том,  чтобы службы сократить,  и когда те сказали,  что устав есть устав,  он вознамерился им помочь и с кем-то из протоиереев


- 7 провел такую работу:  "Вот тут у вас "Господи помилуй".  Зачем же  три раза  -  хватит и одного".  Последовали и другие сокращения кондаков и стихир,  после чего  Богослужение  было  очень  сильно  преобразовано.

Растерявшийся  священник  пожаловался  своему  начальству,  и все было доведено до сведения обер-прокурора,  который добился того, что вызвал к  себе  Бирюлева  и  заявил,  что к тому моменту,  когда он вступал в должность обер-прокурора,  в Православной Церкви была известна  помимо

Литургии Преждеосвященных даров Литургия Иоанна Златоустого и Литургия

Василия Великого, Литургии же генерала Бирюлева известно не было, а до тех пор, пока он будет обер-прокурором, таковой и не будет.

Тем не менее такого рода сокращения  широко  практиковались  -  в частности,  очень  сильно  было  сокращен придворный чин Богослужения.

Офицерство любило тех,  кто не очень донимал их всякими придирками. О.

Георгий  Шавельский  многое  делал,  заботясь о раненых,  много ездил, устранял недостойных священников.  Но  как  свидетельствует  следующий дикий  эпизод,  в  случаях,  если  священники  находили  общий  язык с офицерством,   они   могли   не   опасаться   грозного   для    других протопресвитера русской армии.  Граф Игнатьев в своих мемуарах "50 лет в строю"  написал  о  позорном  случае  во  Франции,  когда  вместе  с посланными  туда в 1916 г.  войсками явился некий иеромонах,  которого потребовало  удалить  само  антиклерикально  настроенное   французское правительство,  причем  не  за  то,  что он занимался антиклерикальной пропагандой,  а за то, что был обнаружен в солдатском доме терпимости.

Любопытно,  что граф Игнатьев,  тогда атташе, указал начальству на то, что  его  надо  немедленно  выслать.  Однако  у   иеромонаха   нашлись заступники,  которые сослались на то,  что он все быстро делает,  и на этом основании просили его оставить.

В армию  в  это  время  пошли  по  зову  совести  многие епископы

(владыка Тихон Туркестанов  и  другие),  и  эта  инициатива  встретила настороженность со стороны о.  Георгия Шавельского. Он боялся, что это как-то скажется на его власти, хотя они готовы были пребывать у него в послушании  (вопреки  всем  каноническим нормам).  У о.  Георгия и его приближенных не было понимания настроений солдатской массы, потому что когда  он говорит об этом,  то эти настроения фигурируют только в виде самоотверженного героизма.  Буквально за несколько  недель  собирается совещание   благочинных   всей   армии,  и  там  тоже  царит  мажорное настроение:  пропаганда неприятели цели не достигает,  все  хорошо.  В

1917   г.   происходит   революция,  и  очень  быстро  число  говеющих сокращается со 100 до 10 процентов,  что означает,  что дойти до  души воинов  многие  священники  не сумели.  Многое велось чисто формально, хотя деятельность была большая.