Ясно и другое: если бы царская семья не прожила почти полтора года своей жизни в состоянии духовного подвига, самоотверженной готовности принять волю Божию, а куда-нибудь уехала бы и погибла в случайных обстоятельствах, то, конечно, вопрос о прославлении их не поднимался бы. Но после того, как царская семья оказалась в заключении, жизнь ее представляет очень высокий пример смиренного принятия воли Божией и готовности нести свой крест, безропотно принимая любые страдания. Поэтому очень многие говорят о прославлении членов царской семьи в качестве страстотерпцев. Известны и опасения царицы Александры Феодоровны после того, как ее и императора разделили в Тобольске, отправив его с частью семьи в Екатеринбург, что там его заставят подписать Брестский договор. Опасения эти свидетельствовали о твердом намерении царя и царицы ни в коем случае не поступаться интересами страны и не допускать ее унижения, даже если бы это грозило гибелью их семье. Безусловно, такого рода понимание у них было. Ясно, что самого немецкого императора Вильгельма нельзя обвинять в том, что он как-то этому содействовал, но ряд немецких представителей в России, когда с ними беседовали русские монархисты, прося помощи Германии, чтобы вызволить царскую семью, указывали на враждебность ее к Германии вообще и к Брестскому миру в частности. Власть тогда уже переходила в руки такого человека, как Людендорф, который спустя несколько лет вообще открыто провозгласил, что самое лучшее для Германии было бы обратиться к языческим идеалам и в каком-то смысле стоял, как это ни парадоксально, у колыбели как фашизма, так и большевизма. Так что такого рода твердость во многом повлияла на судьбу царской семьи, что, вероятно, будет учтено при обсуждении вопроса о канонизации.
Увлечение императрицы Распутиным и попытки проводить в жизнь определенную политическую линию могли принести много бед России, о чем писал даже расположенный к императрице о. Георгий Шавельский. Но он же говорит о том, что в страданиях она духовно выросла, что образ ее воскрешает в памяти образы величайших христианских праведников и что обвиняя ее в заблуждениях, никто тем не менее не может обвинить ее в неискренности или нечистоте намерений. "В государственной же обстановке того времени и царско-семейной они найдут многое, что значительно извинит ее увлечения и даже роковые ошибки. Образ же ее в заточении, унижении и страданиях будет удивлять своим величием и
- 3 красотой не только ее друзей, но и врагов".
Действительно, в эти тяжелые времена императрица Александра
Феодоровна, которая в другое время была виновницей каких-то ошибок своей семьи, теперь, наоборот, укрепляла ее в тяжелые времена. Стихи, которые переписала одна из царевен в свой дневник, отражают настроение всей царской семьи. Вот их последнее четверостишие:
"И у преддверии могилы Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов".
Это настроение господствовало в царской семье более года в то время, когда они претерпевали много тяжестей, насмешек и надругательств.
Надо учитывать и то, что говорили святые Феофан Затворник и Иоанн
Кронштадтский: в каком-то смысле, весьма не простом, когда говорится о том, вспоминая слова ап. Павла об "удерживающем появление антихриста", надо в те конкретные времена понимать самодержавную монархию и что убийство помазанника Божия - это не чисто политический акт, а в каком-то смысле, как и убийство священников и иноков, прямой враждебный акт против Церкви. Так что разумно ли вводить в Церковь разделение, признавая их страстотерпцами и отказываясь причислить их к сонму великомучеников, многие из которых, уже пострадавшие и нами прославленные, безусловно, никак не отделялись от царской семьи и разделяли отношение к ним как к мученикам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.