То же самое можно сказать и о преподобном Серафиме.
Долгое время о нем никто ничего не знал, но если проследить его влияние, то легко увидеть, что крупнейшие иерархи РПЦ были с ним связаны. Наиболее известен из них митрополит Филарет
Московский, который 40 с лишним лет управлял кафедрой, и все поражались его духовной бодростью. Его духовный наставник наместник Троицкой лавры Антоний, который приходил к преподобному Серафиму в состоянии печали и был им утешен словами о том, что Господь дарует ему в управление лавру. Он всю жизнь помнил об этом предсказании. Митрополит Филарет чтил преподобного Серафима, и именно благодаря вмешательству митрополита Филарета в Синоде в конце 50-х годов, когда пытались не выполнить воли преподобного в управлении
Дивеевской обителью, была изменена граница между епархиями, так что Дивеево было передано в Тамбовскую епархию. Ею в это время управлял другой выдающий иерарх РПЦ - Феофан Затворник.
Совместными трудами митрополита Филарета и митрополита Феофана было устроено управление Дивеевым именно так, как желал преподобный Серафим.
Знал преподобного Серафима и чтил его Игнатий
Брянчанинов. В его духовных писаниях подробно описан подвиг этого святого как пример того, чему нужно подражать.
Строитель Оптиной пустыни старец Моисей был монахом в
Сарове, а один из его братьев даже настоятелем, причем при жизни преподобного Серафима. Связь всего оптинского устройства с преподобным Серафимом тоже очевидна.
Даже если взять писателей и философов, которые известны как славянофилы, то и там мы увидим, что в семье Аксаковых хранится предание о том, как одному из родственников преподобный Серафим предсказал час кончины. Жена Хомякова тоже бывала у преподобного, знала о нем; Хомяков обратился в
Православие именно под влиянием жены, а до того был склонен к вольнодумству. Жена Хомякова всегда пользовалась уважением не только своего мужа, но и его близких. Гоголь писал о том, как он скорбит о ее преждевременной кончине.
Таким образом, влияние преподобного Серафима сказалось на всех сторонах русской жизни, что способствовало духовному возрождению, которое началось в это время.
25.10.96.
Л Е К Ц И Я 6
Переходим к царствованию императора Николая I.
Как известно, от личности императора зависит многое. Про
Александра I можно сказать, что он, начав свое царствование человеком, к Церкви безразличным, со временем проявлял все больше интереса к церковным делам. Был период, когда он был склонен к внеконфессиональной мистике масонского толка (период двойного министерства), но это пережил и стал глубже понимать истины православной веры, так что умер он человеком глубоко православным. Легенда о том, что в действительности он не умер, а вместо него похоронен простой солдат и что он окончил свою жизнь старцем Федором Кузьмичем - это, по всей видимости, только легенда. Но она тем не менее рисует личность императора с определенной стороны, говорит о его интересах, его стремлении к духовной жизни, свидетельствует о том, что он тяготился императорским званием как тяжелым крестом. Незадолго до смерти он сказал: "Я уже отслужил 25 лет - даже от солдат не требуют большего".
Что касается императора Николая I, то он был искренне преданным Церкви человеком, и вера его была хотя и твердая, простая, но вместе с тем и неглубокая, и он не стремился ее углубить. Особой близости с замечательными духовными людьми, которыми было богато его время, у него не было. Говорить о преподобном Серафиме не приходится - в прошлый раз мы говорили о том, что духовное влияние его на русскую жизнь огромно, но ощущалось оно косвенно, через других людей, таких, как митрополит Филарет, оптинский старец Моисей, епископ Игнатий
Феофанов, но самого его люди не знали. С митрополитом
Филаретом Дроздовым отношения у Николая I явно не сложились;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.