История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 166

Примечание третье:  в  заграничные  миссии  архиереи  назначаются

Священным Синодом".

По поводу  этого  здесь  явно проведено избирательное начало.  Об этом на соборе выступил епископ Волоколамский Феодор:

"Настоящему собранию,  очень маленькому по составу присутствующих здесь членов  собора  и  особенно  епископов,  предстоит  решить  дело великой  важности:  или  наложить запрет на постановления Вселенских и поместных соборов по вопросу о  выборе  епископов,  или  же,  соблюдая верность церковным канонам,  наложить запрет на форму, выработанную по вопросу о выборе епископов отделом собора по епархиальному управлению.

Здесь много  говорилось  в  смысле  канонических  и  исторических справок для освещения  данного  вопроса,  а  посему  я  считаю  лишним приводить снова все канонические и исторические справки. Знаменательно в  данном  случае,  что  на  I  Вселенском  соборе  в   самом   начале регламентации в правилах общецерковного сознания по вопросам церковной жизни и на VII Вселенском соборе,  т.е.  при завершении  как  бы  этой регламентации  в  общецерковном  сознании,  вопрос  о выборе епископов решен   одинаково:   полным   отрицанием   того    порядка,    который устанавливается теперь формулой, предложенной отделом по епархиальному управлению.

Итак, собору  предстоит  или  остаться  верным  в  решении  этого вопроса вселенскому церковному сознанию,  как оно выразилось в каноне, или отступить от него и принять совсем новые противные каноны".

Дальше он развивает эту мысль и отмечает,  что раньше все  соборы начинались с того,  что присягали соблюдать каноны вселенских соборов, а настоящий собор этого не сделал.

"Правда, те   ораторы,   которые  здесь  говорили,  равно  как  и председатель отдела по епархиальному  управлению,  пытались  доказать, что   формула   отдела   не   противоречит   канону.   Приятно   здесь констатировать тот факт,  что есть забота о верности при решении этого вопроса канонам. Очевидно чувствуется при этом деле что-то неладное. Я

решаюсь напомнить то,  что допустимо с точки зрения  Церкви:  клиру  и народу   может   быть  предоставлено  только  заявление  просительного желания,  но не право избрания.  Такое право не может быть основано ни на   новозаветных   апостольских   писаниях,  ни  на  канонах,  ни  на свидетельствах древней церковной истории, ни на пользе дела. Епископы, по  прекрасным  словам  императора  Валентиана,  напитаны Божественным учением.  Кто  достоин  епископов,  решают  они,  на   них   и   лежит ответственность за недостойные избрания.

Мне кажется,  что совершенно неблагодарная задача взята  собором:

искать  новую форму,  которая,  вводя начала избрания епископов в духе


- 3 постановлений отдела,  не отступала бы от канона.  Если мы заботимся о верности канонам,  то нечего искать новую формулу, когда она давно уже составлена на вселенских соборах.  То, что от Духа Святого, никогда не стареет  и наилучшим образом обеспечивает и церковную пользу,  если бы ссылками на эту форму  стали  мотивировать  отступления  от  канона  в вопросе  о  выборах  епископов.  Можно  без риска сказать,  что польза церковная там и тогда больше всего  обеспечена,  когда  и  где  больше всего соблюдаются каноны.

История древняя  и  современная  ясно  показывает,  что  выборное начало,  как оно проводится теперь в жизнь,  кроме вреда и конфуза для

Церкви ничего не дало.  Это выборное начало  в  церковной  сфере  есть подражание тому, что происходит в сфере гражданской жизни, что там уже создало  расстройство,  вызвало  дурные  инстинкты,   изгнало   всякий нравственный элемент из жизни,  заменив его арифметикой.  Но что может быть терпимым в гражданской сфере жизни,  хотя и с вредом для нее,  то решительно  нетерпимо в области жизни церковной.  Вот почему,  если бы собору было угодно принять формулу отдела о выборе епископов,  я лично от  себя  должен  заявить,  что как давший присягу в чине архиерейской хиротонии о верности канонам, этого соборного определения подписать не могу".