История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 161

Совершенно очевидно,  что  если  бы  состоялся  референдум о том, хочет ли народ,  чтобы в России Церковь была отделена от  государства, негативный  ответ  совершенно  очевиден.  Поэтому  Церковь не заявляла никакого протеста,  даже робкого (хотя многие предлагали более сильную формулировку  -  о  господствующем,  а  не  о первенствующем положении

Церкви в государстве).  Если  бы  тогда  этого  не  было  сделано,  то

Церковь,  попросту  говоря,  как  бы  шла  на  поводу  у  политических нечистоплотных людей  -  и  только.  Император  Николай  говорил,  что понимает  республику  как  честный  образ правления,  но тогда,  когда соблюдаются законы и элементарные нормы,  а не когда пытаются навязать населению  с  помощью  всяких  махинаций  такие  решения  по  основным вопросам,  которые оно не одобряет. Так что хотя эти решения и не были проведены  в  жизнь,  но  они соответствовали тому,  что должен был бы решить русский народ, если бы ему было предоставлено слово.

В течение  нескольких  недель  на  собор  и  на  патриарха  легла дополнительная ответственность,  потому что если до января  (5  января было собрано Учредительно собрание) можно было надеяться, что появится какой-то законный орган власти,  который наведет порядок в России,  то после  его  разгона  единственным  законным представителем,  не считая большевистской хунты,  осталось соборное большинство,  а потом,  когда собор разошелся,  - патриарх,  потому что делегаты на собор избирались всем народом,  а следовательно и патриарх  тоже  был  избран  народом.

Поэтому  на  них ложилась ответственность за судьбу народа - не только церковная,  но и государственная.  В целом эти  решения  были  приняты подавляющим большинством голосов.

Чтобы не было обвинения в том, что собор обманул чьи-то ожидания, избрал  патриарха  и  установил патриаршую форму правления,  в декабре


- 7 были приняты определения о высшем церковном управлении.  Первые четыре определения, принятые раньше, были таковы:

"В Православной    российской    Церкви    высшая    власть     законодательная,   административная,   судебная   и  контролирующая  принадлежит  поместному  собору,  периодически  в  определенные  сроки созываемому в составе епископов,  клириков и мирян.  Восстанавливается патриаршество, управление церковное возглавляется патриархом. Патриарх является  первым  между  равными  ему  епископами.  Патриарх  вместе с органами церковного управления подотчетен собору".

7 и 8 декабря были приняты соответствующие решения и организованы органы церковного управления - Синод и Высший Церковный совет, а также уточнены  обязанности  патриарха.  Синод  должен  был  состоять  из 12

епископов под председательством  патриарха.  По  должности  постоянным членом  должен  был  быть Киевский митрополит плюс еще шесть епископов непосредственно избирались на  соборе  тоже  как  члены  Синода.  Туда приглашались самим Синодом по очереди еще пять архиереев (они менялись довольно часто).  Были разделены на пять областей все русские епархии.

В   северо-западную   часть   входили   Петроград   и  Архангельск,  в юго-западную -  Украина  и  Южный  Кавказ.  Киевская  епархия  там  не значилась,  потому что Киевский митрополит, как и патриарх Московский, был  членом  Синода  по  должности.  Остальные  многие   епархии   там перечислены.  Центральная  часть  -  это  все  центральные епархии без

Московской;  восточная - там,  пожалуй,  самой крупной  епархией  была

Казань;  за  центральной  вся  восточная  часть  того,  что называется европейской частью Россией,  и  сибирская.  От  каждой  из  этих  пяти епархий по одному архиерею приглашали на заседания Синода.

Был организован также Высший Церковный совет,  в  котором,  кроме патриарха,  было 15 избранных собором членов (три архиерея по избранию

Синода плюс шесть - из духовенства или из клириков,  один  из  которых избирался монашествующими,  а пятеро других могли быть и не монахами), плюс шесть мирян.