Я упоминал свт. Иоасафа Белгородского, который был известен своей святой жизнью. После него не осталось произведений, он долго был местночтимым святым (прославлен в 1711 г., известны многие случаи его прозорливости и связанных с его именем чудес). Выделяются и другие святители, которые не уходят в затвор и делают немало нужного и полезного для Русской Православной Церкви: митрополит
Санкт-Петербургский Гавриил Петров, а также бывший в течение долгого времени митрополитом Московским Платон Левшин, бывший придворный священник и воспитатель наследника.
Деятельность их проходила по разным направлениям. Владыка Гавриил
- 9 заботился о том, чтобы восстановить монастырскую жизнь. Он привлек нескольких подвижников из Сарова для Валаамского монастыря (в том числе старца Назария). И когда кто-то выражал недоумение по поводу того, зачем он берет тех, кто не знаком с новым просвещением, он отвечал, что умников у него достаточно, а нужны старцы. Как раз благодаря старцу Назарию начинает расцветать жизнь в Валаамском монастыре.
Гавриил Петров энергично способствует распространению книг, которые издает Паисий Величковский. Вообще благодаря его покровительству дело Паисия Величковского начинает распространяться в
России.
Митрополит Платон Левшин, большой любитель учености (и, может быть, слишком большой любитель латинской учености), привлек к себе внимание Екатерины, будучи преподавателем Московской семинарии. Когда она спросила, зачем он пошел в монахи, он ответил: "Чтобы было удобнее заниматься науками". Когда она это услышала, ей показалось, что она нашла подходящего человека, свободного от всяких суеверий. Она перевела его в Петербург и сделала воспитателем наследника - Павла
Петровича. Хотя наружно она сохраняла к владыке Платону полное благоволение, но в действительности, как видно из его писем, испытывала к нему антипатию как к человеку благочестивому, который не мог сочувствовать той распущенности, которая процветала в царствование
Екатерины при дворе. Екатерина спустя некоторое время она решила удалить Платона Левшина в почетную ссылку. Его сделали архиереем, вскоре он стал митрополитом Московским.
Как раз во время пребывания Платона Левшина при дворе у него произошел любопытный диалог с прибывшим из Франции Дидро, который поинтересовался, слыхал ли Платон о сочинениях философов французских, имея в виду и свои собственные сочинения, в которых он отрицал бытие
Божие. На это Платон ответил, что ничего оригинального он здесь не видит, потому что еще Давид сказал в одном из псалмов: "Рече безумец в сердце своем : несть Бог". Это тоже сыграло свою роль в удалении его от двора.
Митрополит Платон заботился именно о христианском просвещении, он сам был известным проповедником, при нем развиваются школы. Так что наружно Екатерина вынуждена была благоволить к нему и называла его
"придворным Златоустом", но неизвестно, насколько искренне, потому что такое же прозвище было дано и Вольтеру.
Благодаря своему большому влиянию все эти святители могли немало сделать для Церкви. В начале царствования Екатерины обнаруживаются попытки снова осуществить протестантскую реформу. В частности, обер-прокурор Мелессино подает в синод записку с предложением провести реформу в баптистском духе: изъять иконы, сделать изменения в
Богослужении, в догматике. Синод возмущен. И хотя в деле Арсения
Мациевича синод принял сторону царицы, здесь он добивается того, чтобы
Мелессино был отозван. Правда, следующий обер-прокурор оказывается немногим лучше: он позволяет себе самые непотребные русские ругательства во время заседания синода. Но в скором времени синод добивается и его удаления. Так что вольнодумство постепенно отступает от Церкви, хотя широко распространяется в русской общественной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.