История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 152

Учредительному  собранию.  Но обстановка в стране становится все более напряженной,  и хотя работа в отделе о высшем церковном управлении еще не  окончена,  архиепископ  Астраханский Митрофан заявляет на соборе в середине октября,  что дальше работа в отделе нецелесообразна, пока не будет  решен  принципиально  вопрос о патриаршестве в РПЦ,  потому что отдел должен разработать полностью все  положения  о  том,  как  будет управляться  РПЦ,  а  здесь  все  упирается  в вопрос о патриаршестве.

Такого рода вопрос может решить только пленарное заседание собора, что вовсе  не  предрешает  размеры  полномочий патриарха,  его отношения с

Синодом,  собором и прочими соборными органами. Около 60 выступлений в отделе  уже  были  посвящены  этому вопросу,  и он считает,  что нужно


- 8 обратиться к собору.

Он сам  высказывается  за восстановление патриаршества и приводит канонические соображения о том, что основные каноны РПЦ требуют, чтобы епископы  знали  первого  среди них.  Обстановка в стране тоже требует этого:  необходимо,  чтобы народ видел своего первого  архипастыря,  к голосу которого он был прислушивался.

Часть либералов,  которые были в  отделе,  не  согласны  с  таким решением и просят предоставить им возможность сделать содоклад.  Такую возможность  им  дают,  и  профессор  Кудрявцев  приводит  соображения против.  Начинается дискуссия, и здесь поражает мудрость и такт отцов, которые руководили собором.  Они смогли провести это  обсуждение  так, что все имели возможность свободно высказаться.  Когда уже показалось, что люди начинают повторяться и даже  принято  предложение  прекратить дискуссию, горячий сторонник патриаршества владыка Кирилл просит слова и предлагает,  чтобы принятое решение было отменено, потому что нельзя затыкать людям рот - вопрос очень важный и всякий,  кто хочет,  должен высказаться, даже если кому-то кажется, что люди повторяются.

Высказываются по  вопросу  о  патриаршестве очень многие,  причем здесь проявляется особенность,  о которой говорил митрополит  Вениамин

Федченков,   что   очень   много   говорят   либералы   -   совсем  не пропорционально тому месту и влиянию, которое они на соборе имеют. Эти речи сами по себе достаточно интересны,  но нужно различать те доводы, которые приводятся в речах, от тех мотивов, которые в действительности стоят за этими предложениями.  Надо понять,  почему те или иные группы были за или против патриаршества.  В частности,  будем говорить о тех, кто высказывался против.

Здесь нужно   различать,   с   одной   стороны,   людей    крайне монархического  направления,  из  которых  большинство  было не против патриаршества,  но им было тягостно видеть,  что ход событий идет так, что  как  бы  подчеркивается  виновность  монархии  в  том,  что в РПЦ

патриаршество было ликвидировано,  а  теперь  помимо  нее  и  без  нее патриаршество  восстанавливается.  Здесь  много  грустных эмоций могла вызвать даже речь такого видного монархиста,  как архиепископ Антоний, которого  противники  патриаршества  упрекают,  что  в  свое  время он специально писал письмо царю, убеждая его, что патриаршество не только не противоречит самодержавию, но может служить его опорой, а теперь, в новых обстоятельствах,  говорит, что патриаршество вполне совместимо с демократией  и  вовсе  не  следует рассматривать его как самодержавный институт. Антоний оправдывается, что действовал ради пользы церковной, потому   что   тогда   Победоносцев   писал   царю,  что  установление патриаршества означает конец самодержавия,  а с другой стороны,  он не хочет  быть походим на осла,  который лягает умирающего льва.  Но факт тот, что при самодержавии восстановить патриаршество не удалось.

Для крайних  анархистов  было  бы желательно (хотя с политической точки зрения расчеты эти не могли оправдаться),  чтобы вдруг  вернулся император,  тогда он и восстановит патриаршество и все будет хорошо, а иначе это может вызвать неправильные представления у народа.