История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 198


- 12 было уже напечатано в петроградских газетах,  так что обвинять владыку в  данном  случае  было  все  равно  что  обвинять  человека,  который способствовал пожару, кидая в горящий дом зажженные списки. Заканчивая речь,  он говорил, что вроде бы надо кончать, но он боится, потому что вроде бы очевидно,  что обвинение несостоятельно,  но вместе с тем  не чувствуется неотвратимость приговора.  Пока он говорит,  люди живы,  а кончит - и непонятно что произойдет.

Любопытно, что  пока  ждали  выхода  суда  после последнего слова митрополита,  который снова пытался защитить всех, кто был привлечен к этому процессу после того как даже изумленный председатель трибунала к нему обратился, чтобы он хоть что-нибудь сказал о себе, он сказал: "Не знаю,  к чему вы меня приговорите, но в любом случае скажу: слава Богу за все". И вот когда все взволнованно ждали приговора, не Гурович стал успокаивать митрополита,  а митрополит Гуровича и даже настоял на том, чтобы тот для  подкрепления  выпил  стакан  чая.  Он  спокойно  принял приговор.

Начались долгие   дни   торговли.   Уже   до   начала    процесса воздействовали  на одного из викариев Петроградской епархии,  будущего патриарха Алексия Симанского (тогда епископа Ямбургского) и  говорили, что  если  то  запрещение,  которое  наложено  на Введенского и других петроградских священников,  участников обновленческой акции,  не будет отменено, то митрополит будет расстрелян. И добились того, что 4 июня, т.е.  еще до начала процесса,  епископ Алексий направил свое послание, где говорилось,  что он считает, что митрополит наложил это запрещение на Введенского и других в силу заблуждения (он  полагал,  что  они  не имели   полномочий   действовать   от  имени  патриарха  Тихона,  а  в действительности он убедился,  что такие полномочия у них  были),  так что  через  день  после  этого  послания  Введенский служил в одном из соборов Петрограда.

Есть свидетельство,  что  даже находясь в тюрьме,  сам митрополит подтвердил свое обвинение. Смертный приговор был провозглашен 5 июля в отношении  10 человек,  но шестеро были помилованы,  в числе которых и священник Николай Чуков,  будущий  Ленинградский  митрополит  Григорий

(40-е   годы),   а  10  августа  появилось  сообщение,  что  вместе  с митрополитом  расстреляны  еще  трое:  архимандрит   Сергий   Шеин   и профессора  Юрий  Новицкий  и Иван ........  Все они собором 1990 года прославлены как святые мученики.

По поводу  этого  шага  епископа  Алексия  много  было написано и ведется много всяких  разговоров.  Он  объяснял  это  желанием  спасти митрополита.  Ведутся дискуссии о том, принадлежал ли он к обновленцам

(хотя бы короткое время).  Обычно все  обвинения  основываются,  кроме этого послания, на том, что когда Красницкий потребовал от него спустя уже ............,  чтобы он окончательно прояснил свою  позицию  (т.е.

признает ли он ВЦУ), потому что он, попросту говоря, снял запрещение с

Введенского,  он взял и заявил о том,  что подал заявление  в  ВЦУ  об уходе  на  покой,  потому  что он не может в данных условиях управлять епархией.  Интерпретировать  это  можно  по-разному  (в  том  числе  и сказать,  что  он ушел,  потому что не хотел сотрудничать),  но тем не менее такое заявление было  написано  в  ВЦУ,  так  что  здесь  многое зависит от позиции людей,  доброжелательных или нет, но даже те, кто и обвиняют,  что он короткое время был в числе обновленцев,  потому  что спустя  несколько  месяцев  он  с будущим сотрудником всей своей жизни

(тогда это был викарий  Петергофский,  а  потом  известный  митрополит

Крутицкий  и  Коломенский сороковых годов Николай Ярушевич) объявили о том,  что  создают  свое  автокефальное  управление,  независимое   от обновленцев.  В  конце  20-х  годов  приехавший  из  Литвы  митрополит

Елевферий  беседовал  с  митрополитом  Сергием  Страгородским  о  том, справедливы   ли   обвинения   против  одного  из  членов  его  синода


- 13 митрополита Алексия в том, что он являлся обновленцем, он говорил, что он  действительно  на  короткое  время  вступил  в обновленчество,  но покаялся.