Прежде чем пытаться провести эту грань, нужно сказать несколько слов по поводу обвинений многих русских православных пастырей и публицистов в антисемитизме. Для подавляющего большинства русских пастырей и публицистов это обвинение надуманно и ложно. Тут важно понимать, что такое антисемитизм. Если пользоваться определением крайних сионистов, что всякий христианин уже антисемит, то очевидно, что тогда можно всех записать в антисемиты. Но есть и не столь широкие определения, которые тоже нельзя считать справедливыми, потому что представители и лидеры евреев России, будучи обеспокены тем, как относятся к еврейской общине, всячески старались смягчить замечания, которые делались в их адрес, а пользуясь своим влиянием благодаря деньгам на прессу, они пытались навязать свой взгляд на объективно имевшие место факты, которые даже для людей очень далеких от правых кругов и совершенно не сочувствующих каким бы то ни было антисемитским настроениям, следовать этому было просто невозможно.
Обратимся к книге протопресвитера Русской армии о. Георгия
Шавельского, где он рассказывает, как в середине войны к ним приезжает еврейский раввин и пытается убедить их в том, что патриотизм еврейского населения и его готовность сражаться за Россию ничуть не ниже, чем у других национальностей. Это, безусловно, неверно, потому что Шавельский очень не сочувствует еврейским погромам и многим антисемитским выпадам, которые тогда имели место. Он близок к либеральному лагерю, но сам факт совершенно не соответствует действительности, по каким причинам и в каком смысле это можно считать вызовом к гонениям. Видно, что как раз охоты сражаться в армии у лиц еврейской национальности гораздо меньше, чем у других, и случаев сотрудничества с неприятелем гораздо больше. Поэтому если бы он стал поддерживать эту версию, то оказался бы, попросту говоря, свидетелем лживым, необъективным, что для него неприемлемо.
Против о. Георгия обвинения в антисемитизме открыто не выдвигались, но против очень многих людей, которые отказывались поддерживать такого рода взгляды и выводы, которые еврейская община почему-либо считала для себя выгодными, если они выступали против них......................
..............................................................
.............................................................. такого рода констатация фактов приносила вред еврейской общине и создавала для них опасность или они искренне были убеждены в том, что им предлагают неправильную точку зрения. Всех таких людей обвиняли в
- 2 антисемитизме, желании разжечь погромы, как это часто бывало. Так что обвинения в антисемитизме создавали совершенно ложную перспективу и предъявлялись очень многим русским православным людям.
Интересно установить, в какой мере в разногласиях, имевших очень большое влияние в русском обществе, были замешаны русские православные иерархи. Важно знать, в какой мере в этом замешан влиятельнейший обер-прокурор Победоносцев, потому что сама по себе русская православная иерархия, как известно, никаких решений принимать не могла. Все вопросы, которые решались в Синоде, должны были быть поставлены обер-прокурором. Поэтому чтобы понять позицию Церкви в этом вопросе, важно понять позицию К.П.
Надо сказать, что политика ограничения прав евреев, держания черты оседлости вдохновлялась, безусловно, министром внутренних дел
Вячеславом Константиновичем Плеве. Между ним и К.П. существовали серьезные разногласия, в частности и по этим вопросам. Есть письма
К.П., в которых он предупреждает Александра III о вредности погромов и других крайностей экстремизма в этом отношении. Я уже говорил, что отобрание имуществ у Армянской церкви, а потом возвращение (против этого К.П. тоже категорически возражал, но с ним не посчитались) - все это пришлось переделывать и имущество вернуть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.