Эти специфические условия способствовали развитию материализма и атеизма в России , и у нас именно в тот момент сложилась особенно неблагоприятная (во всяком случае для особых социальных групп) обстановка с точки зрения христианства. Но были и общие условия, которые в России тоже действовали. Одно из них - изменение общественного уклада, которое заставляло людей в новых условиях стремиться к внешнему материальному успеху и вкладывать в это все силы.
Может быть, в целом это и было неплохо, но если сравнить условия, которые существовали во времена феодализма, то безусловно такое положение, что каждый человек, рождаясь, призван занять определенное место в обществе, способствовало тому, что далеко не всегда ответственные посты в государстве занимали люди, достаточно к этому приспособленные и подготовленные, а очень способные люди не могли продвинуться.
Но когда с этим было покончено и наступили такие времена, что всякий стал "кузнецом своего счастья", сложилась другая обстановка: человек стремился к тому, чтобы добиться как можно успеха в материальной области. В этой связи стоит вспомнить слова Спасителя: то житейское, о чем они заботятся, суть терние, которое заглушает Слово Божие. Даже не желая уходить от веры, в новых условиях некоего соревновательного существования выдвигается тот, кто больше трудится и все свои силы направляет на достижение материального успеха, а значит все меньше стремится думать о вере.
Такое стремление, безусловно, отводит людей в массе своей от веры независимо от их мировоззрения и даже желания. Именно так терние заглушает в душе все хорошее, христианское. Этот общий фактор чувствовался и в России, хотя там бурное развитие того, что называется капитализмом, началось несколькими десятилетями позже. Во всяком случае в Петербурге, этом городе карьеристов, чувствовалась суета и забота о внешнем материальном успехе. Некоторые говорили, что на улицах этого города человек в монашеском облачении уже выглядит несколько странно. Он чужд всем этим людям, которые все время суетятся и куда-то спешат.
Другое - это бурный характер развития науки, которое как раз в 19 веке наблюдается повсюду. Масса людей получают высшее образование, в результате чего многие старые стереотипы мышления теряют убедительность и теряется грань между духовными проблемами и тем, что невозможно решить эмпирическими, научными методами. Такого рода кризис переживают многие молодые люди, переходя от юношеского возраста к взрослому и от подросткового к юношескому. В
детстве они получили какие-то сведения, в них воспитали веру, но дальше они начинают все понимать самостоятельно, а не потому, что им так говорят родители. Истины же веры не поддаются рационалистическому объяснению - в них нужно просто верить и хранить их в душе, и тогда Господь по Своему обетованию даст соответствующие свидетельства.
Но здесь наблюдается некая инерция: человек начинает все быстро понимать, становится самостоятельным, знает все больше и больше - и возникает иллюзия, что все можно познать и рационально объяснить, а если нельзя, то это нечто ущербное и его нужно отвергнуть. Такое наблюдалось в жизни всего общества.
Многие люди сознавали, что это не так, и понимали ущербность такого взгляда. По этому поводу известный русский хирург Пирогов писал, что в юности, будучи студентами, люди критически отзывались о Творце, о Его мудрости, планах Божиих, совершенно не понимая, что если ко всему этому подходить с примитивными оценками, без должного благоговения, не различая
Творца и твари, то ничего хорошего получиться не может. Так что такого рода соблазны должны были появиться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.