История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 65

Хомяков, а с противоположной стороны - Герцен.  Причем Герцен, убедившись, что  всякий  раз,  к  его  величайшему  сожалению, благодаря таланту   Хомякова,   торжествует    славянофильская партия, пытался найти,  в чем же здесь причина.  И понял,  что всякий раз  Хомяков   очень   искусно   приводит   философские построения к тому, что они должны неизбежно впасть в безбожие, в атеизм,  а это для гегельянцев казалось неприемлемым, потому что сам  Гегель  не  был  безбожником (хотя его философия и не является православной).  Известно,   что   в   своих   лекциях

"Философия и  религия" он отмечает,  что с безбожниками вообще нечего разговаривать (хотя сам же впоследствии и приводит  ряд аргументов против  существования Бога).  Заметив,  что Хомяков всякий раз этим искусно пользуется, с какой бы стороны на него ни нападали,  когда произошла очередная беседа и когда Хомяков сказал:  "Ну,  раз вы так говорите,  то  вы  должны  прийти  к тому-то и  тому-то",  Герцен  ответил:  "Ну хорошо,  я приду к этому, но чем же это плохо?" Хомяков стал говорить, что это не совсем прилично  упоминать и что это ведет к прямому безбожию.

"Ну и что же?  - сказал Герцен.  - Я этого не боюсь".  Хомяков так опешил,   что   победа   осталась   за  Герценом,  который впоследствии много   раз   рассказывал   о   том,    как    он восторжествовал над  Хомяковым.  Как  Руссо,  которому  за его сочинение о вреде  цивилизации  и  преимуществе  естественного существования присудили  первую  премию,  решил  вести жизнь в полном соответствии  с  принципами,  провозглашенными  в   его сочинении, так   и   Герцен,   одержав  победу  и  заделавшись атеистом, тоже пошел по этому пути.  Конечно, внутренне он был к этому  готов,  но  сам  он  считал  началом  этого  диспут с

Хомяковым.                         11.11.96.

Л Е К Ц И Я  10

Говоря о  творчестве  В.С.Соловьева,  неминуемо придется коснуться поэзии,  потому  что,  безусловно,  воздействие  его объясняется не только тем,  что он был выдающийся философ, а и тем, что он был наделен поэтическим даром и умел  использовать его в своих публицистических и философских произведениях.

Говорить о поэзии  можно  в  разном  контексте  и  потому по-разному оценивать  значение тех или иных произведений.  Это кроется глубоко в характере самих произведений.  Возьмем Песнь

Песней. С  одной  стороны,  ее можно рассматривать как образец древней лирической поэзии - и только.  В  таком  качестве  она вряд ли могла быть рекомендована иночествующим и другим лицам.

С другой стороны, ее рассматривают как описание любви Церкви к

Господу Иисусу    Христу.   Очевидно,   вторая   интерпретация допустима и возможна;  она коренным образом меняет весь подход к этому произведению.

То же можно сказать и о других поэтических произведениях:

их восприятие,  интерпретация  очень  сильно  зависят от того, какой человек,  в  какой  момент   своей   жизни   эти   стихи воспринимает. Не буду останавливаться на стихотворении Тютчева

(кажется, о нем меня спрашивали:  "Я встретил вас, и все былое в отжившем   сердце   ожило").  Вспомню  другое  стихотворение

Тютчева,  отрывок из которого я  встретил  в  одном  сочинении замечательного церковного публициста Сергея Иосифовича Фуделя, для которого   очень   характерно   использование   фрагментов стихотворных   произведений,   причем   иногда   их  прямой  и непосредственный смысл,  который заложен самим поэтом,  бывает несколько видоизменен.

Не могу привести начальные строфы,  где говорится о  том, как  тяжела  для  человека последняя смертная минута,  "истома смертного страданья",  но "для души еще страшней смотреть, как умирают в ней все лучшие воспоминанья".

Безусловно, у   Тютчева   к   числу  лучших  воспоминаний относилось что-то, может быть, и не плохое, но совсем не то, о чем дальше говорится в  этом  произведении  С.И.Фуделя.  Но  в действительности  такое чувство - некое умирание души и лучших воспоминаний,  которые могут быть  связаны  с  совсем  другими моментами нашей жизни,  о которых другая поэтесса написала как о мгновениях, когда "стихии запредельной тебя касается крыло"