История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 30

Канисского способствовало    тому,   что   они   почувствовали облегчение, потому что не только их паства получила защиту, но и масса людей,  до того насильственно обращенных в унию, снова могла обратиться к Православию.

В тот период,  может быть, не было резкой конфронтации (я высказываю это как гипотезу) опять-таки под влиянием иезуитов, потому что это было до того периода,  когда их реабилитировали и они  получили  разрешение  от  папского  престола  на   свое существование и  снова  появились  в  ряде  католических стран

Европы. Тогда они не могли не понимать, что конфронтация между

Православием и  католичеством  может привести к тому,  что они лишатся своего последнего убежища,  поэтому был  прямой  резон несколько сдерживать   своих  единоверов,  чтобы  не  начались особенно резкие  конфликты.  Можно  прийти   к   такого   рода догадкам, но   в   какой   степени  этот  фактор  играл  роль, сказать трудно.  Несомненным остается,  что при Павле какое-то расположение к  русскому  правительству  проявляли  отчасти  и масонские круги,  и иезуиты.  После,  при Александре I,  когда иезуиты были  запрещены  (как  и  франкмасонство),  это  резко способствовало тому,  что   конфликты   с   местным   польским населением и  мафиозными  действиями против Православия сильно возросли.

Люди, обращавшиеся  в  Православие  из  старообрядчество, хотя и  не  в  таких  масштабах,  как   униаты,   тоже   могли подвергаться преследованиям,  а в некоторых случаях и погибали от рук своих бывших единоверцев.  Старообрядцы  организовывали свои поселения,  вокруг которых православных не было,  поэтому если какое-то меньшинство собиралось обратиться в  единоверие, то большая часть могла на них влиять не только морально,  но и физически. Но  такого  масштаба,  как  у  униатов,  этот  грех никогда не достигал.

Несколько слов о состоянии  самого  русского  общества  в конце 18  -  начале  19  века.  Понемногу началось возрождение монашества, несмотря  на  массовое  закрытие   монастырей;   в

Синаксарской обители   этому  во  многом  способствовал  Федор

Ушаков. Именно  там   было   восстановлено   старчество,   еще независимо от Паисия Величковского.  Громадное влияние оказали его ученики. Своеобразным святым был и старец Досифей, который благословил Серафима Саровского на его подвиг.  Известно,  что это была  женщина-дворянка,  которая  желала   пострижения   в монашество, и чтобы ее не нашли в женском монастыре,  она была вынуждена пойти в мужской,  где  прославилась  своими  особыми подвигами. Такого   рода   святые-подвижники,  которые  в  это трудное время поддерживали людей,  колеблющихся в православной вере, оказывали исключительное влияние.

Особенно нужно сказать о блаженной Ксении  Петербургской.

Это была   вдова  офицера,  которая  вела  жизнь  Христа  ради юродивой и   пользовалась   очень   большой   известностью   и авторитетом. Все  верили в ее прозорливость и силу ее молитв и обращали внимание на ее подвижнический образ жизни, потому что она ходила зимой без теплой одежды, ограничивала себя в пище и питье. Не так давно она была прославлена.  Это была уже святая нового города Петербурга.

Иоанн Русский - святой,  который был  прославлен  сначала

Константинопольской церковью,  а  потом  уже  стал  известен в

России. Он скончался в 1730 г. Это был солдат, попавший в плен в Турции и обращенный в рабство. На него оказывалось давление, он подвергался  жестоким  пыткам  с  требованием   перейти   в магометанство, но  он  отказывался.  Его  хозяин наконец решил оставить его в покое,  и он  стал  известен  среди  населения, потому что смог своими трудами собрать какие средства, которые тратил на  то,  чтобы  облегчить   нелегкую   жизнь   турецких христиан. После  смерти  его КПльская церковь причислила его к лику святых, и в 20 веке его стали почитать и в России.