Канисского способствовало тому, что они почувствовали облегчение, потому что не только их паства получила защиту, но и масса людей, до того насильственно обращенных в унию, снова могла обратиться к Православию.
В тот период, может быть, не было резкой конфронтации (я высказываю это как гипотезу) опять-таки под влиянием иезуитов, потому что это было до того периода, когда их реабилитировали и они получили разрешение от папского престола на свое существование и снова появились в ряде католических стран
Европы. Тогда они не могли не понимать, что конфронтация между
Православием и католичеством может привести к тому, что они лишатся своего последнего убежища, поэтому был прямой резон несколько сдерживать своих единоверов, чтобы не начались особенно резкие конфликты. Можно прийти к такого рода догадкам, но в какой степени этот фактор играл роль, сказать трудно. Несомненным остается, что при Павле какое-то расположение к русскому правительству проявляли отчасти и масонские круги, и иезуиты. После, при Александре I, когда иезуиты были запрещены (как и франкмасонство), это резко способствовало тому, что конфликты с местным польским населением и мафиозными действиями против Православия сильно возросли.
Люди, обращавшиеся в Православие из старообрядчество, хотя и не в таких масштабах, как униаты, тоже могли подвергаться преследованиям, а в некоторых случаях и погибали от рук своих бывших единоверцев. Старообрядцы организовывали свои поселения, вокруг которых православных не было, поэтому если какое-то меньшинство собиралось обратиться в единоверие, то большая часть могла на них влиять не только морально, но и физически. Но такого масштаба, как у униатов, этот грех никогда не достигал.
Несколько слов о состоянии самого русского общества в конце 18 - начале 19 века. Понемногу началось возрождение монашества, несмотря на массовое закрытие монастырей; в
Синаксарской обители этому во многом способствовал Федор
Ушаков. Именно там было восстановлено старчество, еще независимо от Паисия Величковского. Громадное влияние оказали его ученики. Своеобразным святым был и старец Досифей, который благословил Серафима Саровского на его подвиг. Известно, что это была женщина-дворянка, которая желала пострижения в монашество, и чтобы ее не нашли в женском монастыре, она была вынуждена пойти в мужской, где прославилась своими особыми подвигами. Такого рода святые-подвижники, которые в это трудное время поддерживали людей, колеблющихся в православной вере, оказывали исключительное влияние.
Особенно нужно сказать о блаженной Ксении Петербургской.
Это была вдова офицера, которая вела жизнь Христа ради юродивой и пользовалась очень большой известностью и авторитетом. Все верили в ее прозорливость и силу ее молитв и обращали внимание на ее подвижнический образ жизни, потому что она ходила зимой без теплой одежды, ограничивала себя в пище и питье. Не так давно она была прославлена. Это была уже святая нового города Петербурга.
Иоанн Русский - святой, который был прославлен сначала
Константинопольской церковью, а потом уже стал известен в
России. Он скончался в 1730 г. Это был солдат, попавший в плен в Турции и обращенный в рабство. На него оказывалось давление, он подвергался жестоким пыткам с требованием перейти в магометанство, но он отказывался. Его хозяин наконец решил оставить его в покое, и он стал известен среди населения, потому что смог своими трудами собрать какие средства, которые тратил на то, чтобы облегчить нелегкую жизнь турецких христиан. После смерти его КПльская церковь причислила его к лику святых, и в 20 веке его стали почитать и в России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.