Все эти разногласия (в том числе политические) как раз с этого периода начинают активно вовлекать в свою орбиту духовенство самых разных направлений. Как показал церковный опыт, когда представители духовенства глубоко вовлекаются в политику (до того, что политическая деятельность начинает составлять большую ценность, чем священническое служение), то независимо от того, в каком направлении они действуют, кончается это обычно трагически. Можно указать два таких примера:
- 2 священник Георгий Гапон и иеромонах ............ И тот и другой лишились сана. В действительности потом .............................
Сначала разные катастрофы, связавшись с рабочим движением, потерпел Георгий Гапон. Он допустил какие-то нарушения в своей личной жизни, которые грозили ему снятием сана. Это было до того, как он стал известен всей России. Связавшись с петербургской политической полицией и получив ее покровительство, он смог избежать самого худшего наказания и благодаря тому, что был искусным проповедником и благодаря тому, что один из видных полицейских чинов .............. в то время считал, что защита экономических интересов рабочих, противопоставление их интересов интересам предпринимателей (а большая часть предпринимателей была настроена либерально и желала если не уничтожения самодержавия, то ограничения царской власти и, следовательно, полиция должна была с ними бороться), и чтобы привлечь на свою сторону пролетариат (в интересах полиции, государственной власти), такого рода деятельность поощрялась. Благодаря своему определенному проповедническому таланту (да и тема была очень выигрышная, потому что создавалась иллюзия, что можно добиться поддержки со стороны государства) он завоевал исключительную популярность, о размерах которой не давали полного представления существовавшие у нас учебники. В них о нем говорится как о провокаторе, но среди рабочих не было более популярного человека, чем
Георгий Гапон.
Не берусь давать оценки - это вопрос политической истории, в интересах ли государства было то, что в конце концов в высших сферах под давлением предпринимателей, которые указывали, что здесь несправедливо натравливают рабочих на предпринимателей, и действуют, стало быть, в ущерб интересам промышленности, интересам России, решили гапоновское движение свернуть. Скажу лишь, что (как правильно отмечали все историки) для защиты рабочих в России было самое прогрессивное законодательство. Это не значит, что с точки зрения Православия делалось все для того, что в этом смысле нужно и можно было сделать переходить в другие эпохи не берусь. Но сделано было очень многое.
Курьезную позицию занял здесь Победоносцев, что свидетельствует о некоторой его ограниченности. Как пишет Витте, в одном из заседаний, когда обсуждалось законодательство в пользу рабочих, он заявил, что в принципе он рабочим сочувствует и согласен, что такого рода законы должны принести благо, но он не может их поддержать, потому что это носит социалистический характер. Тем не менее закон был принят.
Любопытно, что либералы здесь не шли впереди. Известный либерал
Чичерин, дядя министра иностранных дел, с возмущением писал об английских рабочих, которые на одном из своих митингов требовали такой политэкономической нелепости, как 11-часовой рабочий день.
Таким образом, в смысле права и сторонников самодержавного государственного устройства отнюдь не были защитниками интересов рабочих. Тем не менее предпринимателям удалось добиться, что Гапон получил от полиции инструкции прекратить или в значительной степени свернуть свою деятельность. Он однако оказался настолько увлечен всем этим, что без митинговых речей жить уже не мог. Поэтому он решил продолжать свою деятельность, и была затеяна известная демонстрация - шествие к царю с иконами и хоругвями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.