Владыка Евлогий становится членом русской Думы и добивается такого законодательства, которое способствует защите Православия в
Холмской области и других местах. В частности, это связано с, может быть, не совсем справедливым решением, когда во всех областях, где русское население составляет треть или больше, ему предоставляется некое преимущество перед польским.
С одной стороны, в России сохраняется святость и много есть подвижников, ученых-богословов, но вместе с тем все больше растет напряженность враждебность по отношению к Церкви и Православию - в том числе и в простом русском народе (хотя этого не хотят замечать). Под влиянием пропаганды и господствующих в обществе материальных интересов вера и благочестие падают.
В этих условиях начинается Вторая мировая война. Наши историки много говорили нелепостей, особенно в советский период, когда имела хождение известная формулировка Ленина, что война была агрессивной со всех сторон и что преследовались империалистические цели. Было стремление оправдать те антинациональные действия, которые были связаны с большевистской революцией.
В историческом смысле вопрос этот лежит вне церковной истории, но
- 5 с точки зрения христианской оценку дать необходимо.
Для русского правительства начало войны оказалось неожиданным.
Были в России круги, которые могли связывать с такой войной надежды на какие-то выгоды, на решение каких-то национальных задач. Но никто не мог помышлять о том, чтобы начать войну именно в то время, когда и
Россия и ее союзники были подготовлены к ней менее, чем Германия.
Надо отметить и то, что было типично для всех стран, а не только для России: всюду были люди, которые старались всеми возможными способами избежать войны, но были и те, кто считал, что война может принести пользу государству. Некоторым - и это характерно для верующих людей - казалось, что ни в коем случае нельзя быть стороной нападающей и что взять на себя ответственность за то кровопролитие, каким станет война, это означает подвергнуться гневу Божиему. И хотя в ответе на вопрос о том, кто был нападающей стороной, люди и расходились, но видно, что многие из русского генералитета и русского правительства
(как и германский кайзер Вильгельм) совсем не стремились быть нападающей стороной. Кайзеру тоже хотелось, чтобы его убедили в том, что все, что он делает, предпринимается для защиты Германии ввиду того, что ее хотят уничтожить.
Если разобраться, то обвинять Россию в начале агрессии нелепо.
Главными людьми, которые добивались этой войны, была узкая группировка крайне агрессивно настроенных ............в Германии, которая сумела потянуть за собой австровенгров и так манипулировать всеми переговорами, что увлекла и кайзера. были сторонники войны и в Англии, и во Франции. Но с чисто христианской точки зрения важно отметить, что многие понимали, что начало такого страшного конфликта, связанного с гибелью многих людей, это страшный грех и что никакие соображения о возможных выгодах в виде изменения границ и освобождения народов оправдать такое страшное кровопролитие не могут. Но как только убеждались, что война развязана другой стороной, у многих сознание греха совершенно испарялось: на нас напали, значит с нами Бог. И
ставились цели, которые были желательны с чисто националистической точки зрения, но не очень думали о том, необходимо это или нет.
Такого рода примеров можно привести много. Но у многих русских православных людей было представление, что чуть ли не самым святым делом будет освобождение Константинополя и непременное присоединение его к России. Думаю, что у многих такого рода представления сохранились и сейчас.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.