История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 128

Владыка Евлогий  становится  членом  русской  Думы  и  добивается такого законодательства,  которое способствует  защите  Православия  в

Холмской области и других местах.  В частности,  это связано с,  может быть,  не совсем справедливым решением,  когда во всех  областях,  где русское  население  составляет  треть или больше,  ему предоставляется некое преимущество перед польским.

С одной  стороны,  в  России  сохраняется  святость  и много есть подвижников,  ученых-богословов,  но вместе с тем  все  больше  растет напряженность враждебность по отношению к Церкви и Православию - в том числе и в простом русском народе (хотя этого не хотят  замечать).  Под влиянием пропаганды и господствующих в обществе материальных интересов вера и благочестие падают.

В этих  условиях  начинается Вторая мировая война.  Наши историки много говорили нелепостей, особенно в советский период,  когда имела хождение известная формулировка Ленина, что война  была  агрессивной  со  всех  сторон  и  что  преследовались империалистические цели. Было стремление оправдать те антинациональные действия, которые были связаны с большевистской революцией.

В историческом смысле вопрос этот лежит вне церковной истории, но


- 5 с точки зрения христианской оценку дать необходимо.

Для русского  правительства  начало  войны оказалось неожиданным.

Были в России круги, которые могли связывать с такой войной надежды на какие-то выгоды,  на решение каких-то национальных задач.  Но никто не мог помышлять о том,  чтобы начать войну именно в то  время,  когда  и

Россия и ее союзники были подготовлены к ней менее, чем Германия.

Надо отметить и то,  что было типично для всех стран, а не только для  России:  всюду  были  люди,  которые  старались  всеми возможными способами избежать войны,  но были и те,  кто считал,  что война может принести пользу государству. Некоторым - и это характерно для верующих людей - казалось, что ни в коем случае нельзя быть стороной нападающей и что взять на себя ответственность за то кровопролитие,  каким станет война,  это означает подвергнуться гневу Божиему.  И хотя в ответе  на вопрос  о  том,  кто был нападающей стороной,  люди и расходились,  но видно,  что многие из русского генералитета и  русского  правительства

(как   и  германский  кайзер  Вильгельм)  совсем  не  стремились  быть нападающей стороной.  Кайзеру тоже хотелось,  чтобы его убедили в том, что  все,  что  он  делает,  предпринимается для защиты Германии ввиду того, что ее хотят уничтожить.

Если разобраться,  то  обвинять  Россию в начале агрессии нелепо.

Главными людьми, которые добивались этой войны, была узкая группировка крайне  агрессивно настроенных ............в Германии,  которая сумела потянуть  за  собой   австровенгров   и   так   манипулировать   всеми переговорами, что увлекла и кайзера. были сторонники войны и в Англии, и во Франции. Но с чисто христианской точки зрения важно отметить, что многие понимали,  что начало такого страшного конфликта,  связанного с гибелью многих людей,  это страшный грех и что никакие  соображения  о возможных  выгодах  в  виде  изменения  границ  и освобождения народов оправдать  такое  страшное  кровопролитие  не  могут.  Но  как  только убеждались,  что  война  развязана другой стороной,  у многих сознание греха совершенно испарялось:  на нас напали,  значит  с  нами  Бог.  И

ставились  цели,  которые  были  желательны с чисто националистической точки зрения, но не очень думали о том, необходимо это или нет.

Такого рода  примеров  можно привести много.  Но у многих русских православных людей было представление,  что чуть ли  не  самым  святым делом  будет  освобождение Константинополя и непременное присоединение его  к  России.  Думаю,  что  у  многих  такого   рода   представления сохранились и сейчас.