История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 187

этим вообще заниматься не должна,  а вот борьба с РПЦ оставалась одной из главных задач ВЧК,  как  показывают  документы.  Сюда  относится  и поощрение автокефализма на Украине.

Собор украинской   церкви   отказался   принять   автокефалию   и ограничился  автономией.  Ввиду  того,  что дальнейшие дела на Украине показали,  что автокефалисты автономией  не  удовлетворяются  и  чинят всякие   бесчиния  и  для  большинства  стало  ясно,  что  сейчас  это нецелесообразно,  патриарх  Тихон  отменил  автономию  и  назначил  на

Украину  экзарха  -  митрополита  Михаила.  Вела с ним переговоры т.н.

Церковная Рада,  которая пыталась от него добиться рукоположения своих епископов  (с  этой  целью  они выезжали даже в Грузию),  но ничего не добилась.   Одно   время   им   сочувствовал,   еще    при    Петлюре,

Екатеринославский  епископ Агапит,  но он был осужден церковным судом.

Никто  из  епископов  их  не  принял,  поэтому  они  пошли   по   пути самосвятства  и  их  лидеры Василий ............  и другие без всякого епископа совершили кощунственные рукоположения и  пытались  вовлечь  в свои  ряды  народные массы.  Благодаря поддержке властей они захватили полторы тысячи приходов,  хотя для Украины это не  так  много  (3  млн верующих),  но  в  действительности  за  ними  шло  очень мало народа.

24.03.97.

Л Е К Ц И Я  22

В некоторых  изложениях  история  Церкви  в  нашей  стране  после революции как бы разрывается с историей Церкви  в  эмиграции.  На  мой взгляд, это неправомерно, потому что события здесь тесно переплетались и какие-то выступления эмигрантов служили предлогами для  того,  чтобы усиливать  гонения  на  нашу  РПЦ,  часть отторгнутых территорий потом присоединялись,  и не говоря о  событиях  в  эмиграции  трудно  понять историю   Церкви   у   нас.  Кроме  того,  имея  возможность  свободно высказываться,  эмигранты  выражали  свои  взгляды   на   происходящие события,  в  сущности  говоря,  те  же  самые,  можно проследить,  как смотрели на события различные группировки  у  нас,  которые,  попросту говоря, не могли высказаться здесь в условиях большевистской диктатуры открыто.

Вынужденные покинуть родину большие массы людей оказались в очень тяжелом состоянии,  прежде всего моральном,  и нуждались  в  церковном утешении.  Среди них было много людей и неблагочестивых,  все-таки так или иначе борьба с большевизмом рассматривалась  как  некая  священная война,  а некоторыми - как некий крестовый поход.  Свое недостоинство, греховность не многие осознавали,  как и то,  что фактически это  была война  между  людьми,  которых,  допустим,  на выборах поддержало чуть меньше четверти населения, с людьми, которых поддержало бы от 10 до 15

процентов.  То  есть  и  те  и другие не очень задумывались о желаниях народа.  Во всяком случае  сам  этот  проигрыш  очень  тяжело  на  них действовал и они нуждались в пастырском окормлении. Поэтому нужна была какая-то церковная организация, которая бы и удовлетворяла эти нужды.

На первый  взгляд  многим  это  представлялось антиканоничным,  и самый авторитетный из иерархов Зарубежной  церкви  митрополит  Антоний

Храповицкий  сказал,  что  только безумец может в КПле,  где находится престол  Вселенского  патриарха,  создавать  еще  какие-то   церковные управления. Прибыли в православную страну - здесь есть своя иерархия.

Разумеется, люди,  которые не знают языка и  вообще  не  проявили особой приветливости к прибывшим, как отмечал в своих мемуарах владыка

Вениамин Федченков, может быть, даже турки более тепло относились, как ему         казалось,         чем         местные         православные

................................................. Необходимы были свои пастыри.  Поэтому  очень  скоро по инициативе не старшего,  а младшего среди всех архиереев владыки Вениамина Федченкова (это вполне понятно, он был человеком,  которому было вверено пастырское попечение об армии и в силу своих обязанностей,  в отличие от других  епископов,  которые оставили свои кафедры,  особенно настоятельно чувствовал необходимость именно такого попечения о людях,  которые оказались в  ужасно  тяжелых условиях) (?).