История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 113

Афон  -  в  Оптиной пустыни тоже возникают разногласия между духовными чадами двух выдающихся старцев Иосифа и Варсонофия. Какое-то время они старчествовали  вместе  (отчасти  по  причине  тяжелой  болезни старца

Иосифа).  Возникают разногласия,  ревность,  соперничество,  но  самих старцев в это вовлечь не удалось. По просьбе будущего старца Нектария, который  исповедовал  и  причащал  старца  Иосифа  на  смертном   одре

...................................,  хотя особых разногласий до этого не было со старцем Варсонофием.  Когда старце Иосиф умер, некоторые из его   чад   приняли  участие  в  сложной  интриге,  которая  велась  в

Петербурге,  и добились перевода старца  Варсонофия  в  Свято-Голутвин монастырь.  В  этом принял участие и епископ Серафим Чичагов,  который очень многих опечалил своими неуважительными словами о старце.  Но это ответ   на  то,  что  и  между  святыми  людьми  могут  быть  какие-то разногласия. Насколько гонения на старца Варсонофия связаны с тем, что многие  в  Петербурге  находились под влиянием Распутина или насколько связаны тяжелые переживания самого владыки Серафима,  которого в  1917

г.  церковные  революционеры  пытались  согнать  с  кафедры  и  лишить управления епархией,  мне трудно  судить.  Но  потом  владыка  Серафим скончался   как  священномученик,  и  сейчас  решается  вопрос  о  его канонизации. Ну а все оптинские старцы уже канонизированы.

Шел разговор  о  том,  чтобы вообще отменить старчество в Оптиной пустыни,  но этого  сделать  не  удалось,  как  не  удалось  до  конца расколоть монастырь.  Может быть,  такого рода соблазны были и раньше, потому что уже были очень почитаемые монахи - старец Агапит,  которого хотели выдвинуть на такое послушание, но он категорически отказывался, так что когда был удален старце Варсонофий и встал вопрос  о  том,  не нужно  ли вообще упразднить старчество,  то по указанию старца Агапита его духовный воспитанник иеромонах Нектарий  был  сделан  старцем.  Он пытался  отклонить от себя старчество,  но потом за послушание взял на себя этот подвиг,  ..............  старец  Анатолий  Оптинский.  Таким образом  старчество  не  было  прекращено  и,  хотя  и  ценой большого напряжения, сохранялся мир в монастыре.

Воздействие какой-то темной силы во всех слоях русского общества, безусловно,  чувствовалось и преодолевалось только  очень  напряженным подвигом.  Удаление старца Варсонофия в Свято-Голутвин монастырь никак не связано с тем,  что в то время  около  Оптиной  проживал  известный церковный  публицист  Сергий Нилус.  Во всяком случае ни о какой собой близости  ни  один  из  близких  к  старцу  людей,  в  том   числе   и канонизированный  ближайший  из  его  духовных  чад Никон,  никогда не говорили.

27.01.97.

Л Е К Ц И Я  15

Среди различных   версий   того,  почему  старец  Варсонофий  был переведен из Оптиной пустыни,  вспоминается  и  такая:  при  оптинском скиту  проживал  публицист крайне правого настроения Сергей Нилус,  за связь с которым старец Варсонофий и был переведен.  Само по  себе  это неверно - связи с Нилусом здесь были ни при чем.  Но упомянуть об этом человеке  в  курсе  церковной  истории  необходимо,  потому  что  само молчание о нем может свидетельствовать о том, что лектор рассматривает этот  вопрос  как  для  истории  РПЦ  несущественный.  Но  как  бы  ни относиться   к  тому,  что  сделал  Сергей  Александрович  Нилус,  это несправедливо,  потому что и протоколы русских  сионских  мудрецов,  и дискуссии  по поводу антисемитизма и сионизма занимали большое место в жизни РПЦ.  Вместе с тем излагая  этот  вопрос,  нужно  подумать,  где вовремя  остановиться  в том смысле,  чтобы отделить вопросы церковной истории  от  вопросов  политических,  потому  что  очень  многое,  для некоторых   кажущееся   относящимся   к   области  истории  Церкви,  в действительности будет не так с точки зрения большинства православных.