История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 4

Здесь можно вспомнить аналогию с Японией,  которая с середины 18  века решила  закрыть  свои  границы  для  иностранцев,  чтобы  в  страну не проникло христианство.  В течение двух столетий ей  удавалось  держать страну  на  замке,  но  потом  появился  бравый  американский капитан, который хотел торговать,  и под угрозой пушек (которых у Японии  тогда не  было)  японцы  вынуждены  были  открыть границы.  И только быстрые реформы,  аналогичные тем,  которые  провел  Петр,  спасли  страну  от порабощения.  Другие же страны (Турция, Иран, отчасти Китай) вынуждены были в той или иной степени приобщаться к европейской культуре уже  не добровольно,  а насильственно,  становясь на какой-то период колониями или полуколониями европейских стран.

Подобная участь  ждала  бы  и  Россию.  Поэтому  если  говорить о материальной культуре,  то западное заимствование было необходимым. Но вместе с тем,  наблюдая развившуюся культуру Запада,  все видели,  что там  имеется  очень  много  отрицательного.  Это  было  очевидно   для тогдашних  русских  наблюдателей,  как  и для многих мыслителей самого

Запада,  которые,  подобно нашим славянофилам,  провозглашали  лозунг:

"Назад,   в   Средневековье!",   указывая,   что   именно  поворот  от

Средневековья к Ренессансу внес очень много разрушительных элементов в европейскую жизнь и прежде всего привел к тому, что значительная часть общества утратила религию и развратилась. Сторонников такого взгляда и сейчас   немало.   Это  не  имеет  никакого  отношения  к  ущемленному национальному самолюбию,  хотя какая-то аналогия в  развитии  культуры

Ренессанса  в  Европе  тому,  что  было  в  России,  тоже  существует.

Известно,  что начатки этой культуры не прямо возникли непосредственно в  Европе,  а  были  заимствованы  -  частично у Византии,  но главным образом  у  арабов.  Когда  это   заимствование   происходило,   среди европейских деятелей (главным образом среди иерархии) тоже было немало противников,  т.к.  в европейскую жизнь  привносилось  нечто  вредное, некие  опасные тенденции,  которым было невозможно противостоять.  Это различение плодов пшеницы от плевел было очень  трудным.  Этот  период начался не с Петра,  а раньше,  но делалось это очень осторожно, чтобы не  повредить  духовной  жизни  общества.  Об  этом  думали,  об  этом заботились.  Петр  же  был  настолько  увлечен  материальными  плодами западноевропейской цивилизации и так мало заботился о том, какого рода последствия  могут  иметь  эти  заимствования  для  жизни Церкви,  что

- 5 совершенно этим  пренебрег.  Учитывая,  что  главной  его  целью  было развитие  светских  наук,  а  о жизни Церкви он не думал,  это и стало причиной того,  что все церковное было предано им  забвению.  Иерархи, призывавшие к осторожности, раздражали Петра и вызывали у него желание ликвидировать последние очаги сопротивления реформам.

Здесь нужно   отметить   еще  одно  обстоятельство,  неосознанное

Петром.  Прошу понять меня правильно:  я вовсе не предлагаю  оценивать

Церковь  под  углом зрения того,  насколько она полезна или вредна для развития светской  культуры.  Но  вместе  с  тем  надо  понимать,  что распространенный и сейчас взгляд,  что Православная Церковь в каком-то смысле затрудняет принятие плодов  современной  науки  и  цивилизации, является   совершенно   неправильным.   Способность   того  или  иного религиозного учения гармонировать с той или иной культурой зависит  не от того, в каком состоянии находится духовная культура народа, который это  учение  исповедует  (в  момент,  когда  происходит  заимствование чего-то  внешнего,  эта культура может находиться на достаточно низком уровне),  а от того,  когда это учение формировалось,  что в нем  было заложено  изначально.  Здесь  можно  провести аналогию между исламом и западным христианством.  Сами европейцы,  как  известно,  заимствовали плоды  Ренессанса  из магометанских стран (Испании и др.),  с которыми сталкивались во время крестовых походов.  В то  время  культура  стран ислама  находилась  на  более высоком уровне,  чем европейская.  Но из этого нельзя сделать вывод, что сам по себе ислам более приспособлен к развитию культуры,  чем христианство,  которое европейцы исповедовали.