Петербурге, в семинарии, где совсем недалеко - в Кронштадте находится замечательный, святой человек о. Иоанн
Кронштадтский, никто из семинаристов не едет к нему, чтобы поговорить с ним. Люди готовят себя к духовной карьере проявляют такое равнодушие к подлинной святости. То же характерно и для Победоносцева: в Церкви, которой он призван был руководить, было немало замечательных духовных людей
(старец Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник),но у него не являлось желания с ними встретиться или написать им.
Эти люди были для Победоносцева чужды. Он по-своему понимал пользу Православия и сделал для Церкви немало, но, по всей видимости, он скрыто опасался какого-то духовного авторитета, с которым он не сможет не считаться, подойдя к нему близко, который в чем-то разойдется с теми направлениями, которые для него казались необходимыми (то, что он пытался в жизнь РПЦ
проводить и преследовать). Поэтому не конфликтуя открыто и не допуская нападок на этих людей, он относился к ним наружно сдержанно и с какой-то антипатией.
Такое отношение проявлялось не только к святым уже прославленным, но и к тем, кого еще нужно было прославлять. В
частности, когда встал вопрос о прославлении Серафима
Саровского (а он мог быть поставлен гораздо раньше: 16 лет нахождения Победоносцева на посту обер-прокурора приходятся на царствование Александра III, и лишь небольшой период - на время царствования Александра I и Николая II, но все канонизации приходятся на царствование Николая II, т.е. это не инициатива обер-прокурора, а настроение царя), то Победоносцев пытался, насколько возможно, ей воспрепятствовать. Если в своем управлении он бы стремился, ссылаясь на авторитет императора (это видно и в его сочинениях).....................
такого рода устройства синодального крайне положительным и
Церкви полезным, и всегда здесь речь шла об авторитете помазанника Божиего. Казалось бы, это обязательно и для него, ведь это представитель................ Когда под влиянием тогда священника Серафима Чичагова и некоторых других император завел с ним разговор о канонизации, он сначала стал говорить, что это дело не до конца подготовленное и вообще этот вопрос должен решать Синод. И только настойчивое требование императора, чтобы этот вопрос был решен как можно скорее, привело к тому, что прп. Серафим был канонизирован.
Так что такого рода антипатия у него, безусловно, была.
По всей видимости, этим объясняется то, что наряду с большой пользой, которую он принес РПЦ, он не то чтобы принес ей вред, а скорее не допустил того, что необходимо было в тех условиях сделать, чтобы предотвратить то зло, которое стремительно развивалось в России.
Вместе с тем представлять его темным реакционером не совсем верно. Он был убежденным монархистом, противником всякой демократии, которую он талантливо критиковал (впрочем, не один он, здесь он перекликался с противниками демократии в другихстранах), н вовсе не был врагом всякого прогресса, в том числе и научно-технического, каким его пытаются представить.
Он был одним из руководителем русского торгового общества
(пароходства), которое ставило своей задачей развитие торгового флота, чтобы в случае войны он мог компенсировать отсутствие в России военного флота на Черном море. И в развитии торгового пароходства, и в том, что во время войны эти торговые пароходы могли быть быстро преобразованы ы военные корабли и оказать влияние на ход всей кампании, в этом большая заслуга Победоносцева. Он же стремился всячески поддерживать развитие положительных наук, в частности писал
Александру III о развитии авиации. Он высказывал такую мысль:
как Англия является ведущей страной в области мореплавания, так Россия должна стать первой авиационной державой мира. И
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.