История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 81

Петербурге, в семинарии,  где совсем недалеко - в Кронштадте находится замечательный,    святой    человек     о.     Иоанн

Кронштадтский, никто  из  семинаристов  не едет к нему,  чтобы поговорить с  ним.  Люди  готовят  себя  к  духовной   карьере проявляют такое   равнодушие   к  подлинной  святости.  То  же характерно и для Победоносцева:  в Церкви,  которой он призван был руководить,   было  немало  замечательных  духовных  людей

(старец Амвросий Оптинский,  святитель Феофан Затворник),но  у него не  являлось  желания с ними встретиться или написать им.

Эти люди были для Победоносцева чужды.  Он  по-своему  понимал пользу Православия  и  сделал для Церкви немало,  но,  по всей видимости, он скрыто опасался какого-то духовного  авторитета, с которым  он  не сможет не считаться,  подойдя к нему близко, который в чем-то разойдется с теми направлениями,  которые для него казались  необходимыми  (то,  что  он пытался в жизнь РПЦ

проводить и преследовать).  Поэтому не конфликтуя открыто и не допуская нападок  на  этих  людей,  он относился к ним наружно сдержанно и с какой-то антипатией.

Такое отношение   проявлялось  не  только  к  святым  уже прославленным, но и к тем,  кого еще нужно было прославлять. В

частности, когда   встал   вопрос   о   прославлении  Серафима

Саровского (а он мог быть поставлен  гораздо  раньше:  16  лет нахождения Победоносцева на посту обер-прокурора приходятся на царствование Александра III,  и лишь  небольшой  период  -  на время царствования   Александра   I   и  Николая  II,  но  все канонизации приходятся на царствование Николая II, т.е. это не инициатива обер-прокурора,  а настроение царя), то Победоносцев пытался, насколько  возможно,  ей  воспрепятствовать.  Если  в своем управлении   он  бы  стремился,  ссылаясь  на  авторитет императора (это видно и в его сочинениях).....................

такого рода  устройства  синодального  крайне  положительным и

Церкви полезным,  и  всегда  здесь  речь  шла  об   авторитете помазанника Божиего.  Казалось бы, это обязательно и для него, ведь это  представитель................  Когда  под   влиянием тогда священника   Серафима   Чичагова   и   некоторых  других император завел с ним разговор о канонизации,  он сначала стал говорить, что  это  дело  не  до конца подготовленное и вообще этот вопрос  должен  решать  Синод.   И   только   настойчивое требование императора,  чтобы  этот вопрос был решен как можно скорее, привело к тому,  что прп.  Серафим был  канонизирован.

Так что такого рода антипатия у него,  безусловно,  была.

По всей видимости,  этим объясняется то,  что наряду с большой пользой, которую он принес РПЦ, он не то чтобы принес ей вред, а скорее не допустил того,  что необходимо было в тех условиях сделать, чтобы  предотвратить  то  зло,  которое  стремительно развивалось в России.

Вместе с  тем  представлять  его  темным  реакционером не совсем верно.  Он  был  убежденным  монархистом,   противником всякой демократии,  которую он талантливо критиковал (впрочем, не один он,  здесь он перекликался с противниками демократии в другихстранах), н вовсе не был врагом всякого прогресса, в том числе и научно-технического,  каким его пытаются  представить.

Он был  одним  из  руководителем  русского  торгового общества

(пароходства), которое   ставило   своей   задачей    развитие торгового флота,  чтобы  в  случае войны он мог компенсировать отсутствие в  России  военного  флота  на  Черном  море.  И  в развитии торгового  пароходства,  и в том,  что во время войны эти торговые  пароходы  могли  быть  быстро  преобразованы   ы военные корабли и оказать влияние на ход всей кампании, в этом большая заслуга  Победоносцева.  Он  же   стремился   всячески поддерживать развитие  положительных  наук,  в частности писал

Александру III о развитии авиации.  Он высказывал такую мысль:

как Англия  является  ведущей  страной в области мореплавания, так Россия должна стать первой авиационной  державой  мира.  И