Саблер также там присутствовал.
Очень скоро Победоносцев разобрался, к чему идет дело, и, объявив себя больным, перестал посещать заседания. Но это не могло остановить хода дела. В течение своей деятельности он часто прибегал к такому приему, если видел, что в каких-то вопросах большинство министров склоняется к направлению, которое он считал вредным. Пользуясь личными связями с Александром III и Николаем II, он пытался потом убедить их в своей правоте, причем часто действовал успешно. Он как бы расширял такого рода возможности, не участвуя в обсуждениях и не высказывая своей точки зрения заранее, чтобы ее труднее было критиковать. Но на этот раз заседание продолжалось.
Митрополит Антоний был достаточно близок к прокурору и принадлежал к числу иерархов, которых тот выдвигал. У Победоносцева было какое-то особое недоверие к монашествующим, которых в это время выдвигает из академии как воспитатель митрополит Антоний Храповицкий.
В этом отношении он сходился с предыдущим обер-прокурором Толстым. Он очень многих архиереев выдвигал из числа вдовых священников - таким был и Антоний Вадковский, который довольно быстро выдвинулся и, казалось, во всем сходился с обер-прокурором. Это был вполне самостоятельный замечательный пастырь, но ожидалось, что он будет всячески противодействовать началам веротерпимости, которые хотел расширить в РПЦ Витте.
Когда от общих рассуждений перешли к принятию конкретных решений и должен был выступить митрополит, его высказывание стало неожиданностью: он сообщил, что РПЦ и ее иерархия ничего не имеют против расширения свободы совести и установления веротерпимости по отношению к другим конфессиям, но несправедливо будет награждать все существующие в России вероисповедания и вместе с тем не предоставить такой свободы РПЦ, а держать ее по-прежнему под бюрократическим контролем. Витте принял очень близко к сердцу интересы русского
Православия и попросил митрополита Антония составить подробную записку о нуждах РПЦ. Так же либерально были настроены и профессора Московской
Духовной Академии, от которых тоже была потребована записка о желаемых изменениях в связи с проводимой реформой РПЦ.
Эти записки были представлены государю, но здесь энергично вмешался Победоносцев. Он тоже написал государю, энергично протестуя против обсуждения в комитете министров изменений в РПЦ, которые должны были быть обсуждены в Синоде. Он добился, что все эти вопросы должны были быть переданы в Синод, и должен был поставить в Синоде вопрос о
- 4 необходимости таких изменений. Историческое заседание в Синоде показало, насколько мало понимал Победоносцев настроения не только русского общества, но даже тех архиереев, которых он сам выдвинул в
Синод: решение Синода было совершенно противоположно тому, на что рассчитывал К.П. Было единогласно решено, что необходимо для решения всех дел созвать поместный собор, первой задачей которого должно стать восстановление патриаршества в России. Обер-прокурор пытался бороться против этого, и начался период бурного обсуждения в РПЦ необходимости реформ, причем обсуждение это шло на фоне разворачивающегося революционного движения и проигранной войны с Японией и носило драматический характер. Часто выдвигались обвинения против архипастырей, в частности против митрополита Антония - в том, что решение Синода - чуть ли не интрига с его стороны и что он стремится стать патриархом, а потому неблаговременно поднимает этот вопрос.
Думается, обвинения эти были совершенно необоснованны. В
частности, добивались обвинения митрополита Антония в том, что он разрешил публикацию так называемой "записки 32-х священников". Это были священники в основном петербургской епархии, закончившие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.