Патриот и видный церковный деятель владыка Антоний Храповицкий совершенно не разделял таких взглядов, хотя и не был против того, чтобы КПле была защищена православная вера. Но его проекты были весьма своеобразны и утопичны: он считал, что КПль ни в коем случае не надо присоединять к России, т.к. это вызовет конфликт с греками, ибо это греческий город, который надо отдать, чтобы не случилось так, как было, когда ликвидировали патриаршество в Москве, и не был задет патриарх КПльский. Сам же он считал, что задача России и чуть ли не ее законное право - это чтобы Святая Земля, Палестина, была присоединена к России, и тогда там начнется колонизация русскими христианами.
Разумеется, это повлекло бы за собой ничуть не меньшую конфронтацию не только с мировым сионизмом, но и с греками, чем в вопросе о присоединении КПля. Это весьма своеобразное высказывание митрополита Антония я привожу не только для того, чтобы показать, что не он один, но очень многие понимали, что требовать непременного присоединения к России КПля и других городов было ничуть не менее законно с точки зрения государственных интересов или незаконно, чем то, к чему стремились другие участники войны, но делать из этого вопрос чуть ли не святой необходимости не было никаких оснований. Но было много людей, которые этого не понимали и считали,что защищают
- 6 Церковь и Православие.
С другой стороны, высказывание митрополита Антония интересно еще и потому, что свидетельствует, насколько "Союз русского народа" не считался со взглядами даже самых великих архиереев, которых он привлекал в свою поддержку, потому что пресловутое решение о выселении всех евреев в Палестину, на историческую родину, безусловно, никогда не могло быть поддержано митрополитом Антонием ввиду его весьма своеобразных взглядов на Палестину (правда, вряд ли кто-нибудь еще из архиереев этот взгляд разделял). Но это является документальным свидетельством о том, что такого рода координации взглядов не было, хотя эти люди пытались представить все так, что они следуют за
Православной Церковью и защищают ее интересы.
С начала войны очень важным вопрос о настроении солдат, о том, как воспринимала народная масса все эти события. Сначала обращение государя о том, что на Россию напали и ее нужно защищать, встретило отклик у подавляющего большинства русского населения: мобилизация прошла очень успешно. Это свидетельствовало о национальном и религиозном подъеме, но нужно отметить очень важный момент: большая часть оппозиционной прессы, которая, как правило, всегда стремилась агитировать народ против правительственных начинаний, именно в этот период резко меняет курс. Это произошло по вполне понятным причинам.
Россия выступает как союзник двух крупнейших держав, где у кормила власти находятся масонские группировки разных толков - Англия и
Франция, в России же тогда имеют авторитет именно французские масоны, поэтому ничего удивительного в том, что люди, до сих пор поддерживавшие революцию и выступавшие против правительства, теперь понимают, что всякое поражение России - это поражение коалиции, которое грозит гибелью и Франции, и выступают как горячие патриоты.
Наоборот, среди людей правого лагеря высказываются сожаления о том, что невозможно предотвратить войну с Германией и что для европейского христианства и для подлинных монархистов это грозит большими опасностями и осложнениями.
Для солдат и простого народа главным была в то время вера и религиозный подъем. Вооружение русской армии уступало вооружению германцев, и в особенности начиная со второго года войны на долю русской армии выпали колоссальные жертвы. Известный статистик Шульгин писал, что к 1917 г. на каждого убитого неприятельского солдата приходилось двое погибших русских, так что потери России были непропорционально велики. Мобилизованы были не только русские православные, но и представители других народов, которые совсем не хотели погибать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.