История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 129

Патриот и видный церковный деятель  владыка  Антоний  Храповицкий совершенно  не  разделял  таких  взглядов,  хотя и не был против того, чтобы КПле была защищена православная вера. Но его проекты были весьма своеобразны и утопичны:  он считал,  что КПль ни в коем случае не надо присоединять к России,  т.к.  это вызовет конфликт с греками,  ибо это греческий  город,  который  надо отдать,  чтобы не случилось так,  как было,  когда ликвидировали патриаршество в  Москве,  и  не  был  задет патриарх КПльский. Сам же он считал, что задача России и чуть ли не ее законное право - это чтобы Святая Земля,  Палестина, была присоединена к России, и тогда там начнется колонизация русскими христианами.

Разумеется, это  повлекло  бы  за   собой   ничуть   не   меньшую конфронтацию  не  только  с мировым сионизмом,  но и с греками,  чем в вопросе о присоединении КПля.  Это  весьма  своеобразное  высказывание митрополита Антония я привожу не только для того,  чтобы показать, что не он один,  но очень  многие  понимали,  что  требовать  непременного присоединения  к  России  КПля  и  других городов было ничуть не менее законно с точки зрения государственных интересов  или  незаконно,  чем то,  к  чему  стремились  другие  участники войны,  но делать из этого вопрос чуть ли не святой необходимости не было никаких  оснований.  Но было  много  людей,  которые  этого не понимали и считали,что защищают


- 6 Церковь и Православие.

С другой стороны,  высказывание митрополита Антония интересно еще и потому,  что свидетельствует,  насколько "Союз русского  народа"  не считался  со  взглядами  даже  самых  великих  архиереев,  которых  он привлекал в свою поддержку, потому что пресловутое решение о выселении всех евреев в Палестину,  на историческую родину,  безусловно, никогда не могло  быть  поддержано  митрополитом  Антонием  ввиду  его  весьма своеобразных взглядов на Палестину (правда,  вряд ли кто-нибудь еще из архиереев  этот  взгляд  разделял).  Но  это  является  документальным свидетельством  о  том,  что такого рода координации взглядов не было, хотя эти люди  пытались  представить  все  так,  что  они  следуют  за

Православной Церковью и защищают ее интересы.

С начала войны очень важным вопрос о настроении  солдат,  о  том, как  воспринимала  народная  масса все эти события.  Сначала обращение государя о том,  что на Россию напали и ее нужно  защищать,  встретило отклик  у  подавляющего  большинства  русского населения:  мобилизация прошла  очень  успешно.  Это  свидетельствовало   о   национальном   и религиозном  подъеме,  но нужно отметить очень важный момент:  большая часть оппозиционной прессы,  которая,  как правило,  всегда стремилась агитировать  народ  против правительственных начинаний,  именно в этот период резко меняет курс.  Это произошло по вполне понятным  причинам.

Россия  выступает  как  союзник двух крупнейших держав,  где у кормила власти находятся  масонские  группировки  разных  толков  -  Англия  и

Франция,  в России же тогда имеют авторитет именно французские масоны, поэтому  ничего  удивительного  в  том,   что   люди,   до   сих   пор поддерживавшие  революцию  и выступавшие против правительства,  теперь понимают,  что всякое  поражение  России  -  это  поражение  коалиции, которое  грозит  гибелью и Франции,  и выступают как горячие патриоты.

Наоборот,  среди людей правого лагеря высказываются сожаления  о  том, что  невозможно предотвратить войну с Германией и что для европейского христианства  и  для  подлинных  монархистов   это   грозит   большими опасностями и осложнениями.

Для солдат и простого народа главным  была  в  то  время  вера  и религиозный  подъем.  Вооружение  русской  армии  уступало  вооружению германцев,  и в особенности начиная со  второго  года  войны  на  долю русской армии выпали колоссальные жертвы.  Известный статистик Шульгин писал,  что к 1917  г.  на  каждого  убитого  неприятельского  солдата приходилось   двое  погибших  русских,  так  что  потери  России  были непропорционально  велики.  Мобилизованы  были   не   только   русские православные,  но  и  представители других народов,  которые совсем не хотели погибать.