История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 185

Церкви.  Но  кампания  началась,  причем преследовались всякие попытки дополнительного освидетельствования мощей.  Если мощи долго лежали под покровами,  там могло накопиться много пыли, а иногда заводилась моль.

Убрать все это считалось преступлением и люди,  которые это делали,  и как  только  появился  декрет  Совнаркома о вскрытии мощей был издан и декрет патриарха об уничтожении поводов к соблазну.  Вместе с тем  ряд мощей были нетленными,  так что вся эта кампания была связана с ложью, глумлением. Многие пострадали за попытку просто убрать пыль и положить новые  покровы  -  в  частности,  и один из будущих патриархов епископ

Алексий Симанский был привлечен к суду.  Ему дали  только  5  лет,  но ввиду  скорого  торжества  гражданской  войны отпустили,  хотя могли и посадить "до победы мировой революции".

Такого рода  процессы  были,  равно как и кощунства при изъятии и вскрытии мощей  -  в  частности,  при  вскрытии  мощей  святого  Саввы

Сторожевского.  Тех,  кто  об этом открыто говорил,  тоже привлекали к суду - в частности, привлечен был к суду А.Д.Самарин и другие вместе с ним.  Мощи подвергались глумлению. Многие мощи оказались нетленными, и люди пытались объяснить это мумификацией,  хотя известно,  что никакой мумификации мощей в РПЦ никогда не производилось. Святые мощи называли мумифицированными трупами.  В более строгом декрете в августе 1920  г.

вообще  было предложено передавать их в музеи,  причем якобы для того, чтобы   объяснить   научные   причины   того,   почему   такие    мощи образовывались,  рядом могли выставить какую-нибудь копченую крысу или мышь.  Такому надругательству подвергались мощи людей,  которые помимо того,  что  были  святыми,  чтимыми  всей РПЦ,  оказали большие услуги народу и отечеству - как,  например,  преподобный Сергий. Зачитаю указ

25 августа Наркомата юстиции:

"Наркомат юстиции  предлагает  к  исполнению  следующее.  Местные исполкомы  при  соответствующей  агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей,  опираясь на революционное  сознание масс,  избегая  при  этом  всякой нерешительности,  половинчатости при проведении своих мероприятий.  Ликвидация всякого культа мертвых  тел, кукол и т.п. осуществляется путем передачи их в музеи. Во всех случаях обнаружения  шарлатанства,  фокусничества  и  фальсификаций   и   иных уголовных  деяний,  направленных к эксплуатации темноты как со стороны отдельных  служителей  культа,  так   равно   и   организаций   бывших официальных  вероисповедных ведомств,  прокуратура возбуждает судебное преследование против  всех  виновных  лиц,  причем  ведение  следствия поручается  следователям по важнейшим делам,  а самое дело разбирается при условии широкой гласности".

Против этого декрета патриарх Тихон направил протест Калинину, но


- 10 совершенно безуспешно.  В связи с этой кампанией надо сказать и о том, как понял ее народ.  Есть высказывание о.  Павла Флоренского, когда он утешал одного человека при вскрытии мощей  преподобного  Сергия:  "Вот теперь  преподобный  станет  еще  и  великомучеником".  Здесь  как  бы проявлялась особо тесная связь русских святых с гонимой РПЦ - они  как бы первыми принимали на себя бесчестие.

В целом, когда проходили такие вскрытия, собирались большие толпы народа, они молились и прикладывались к мощам. Так что кампания эта не достигла своей цели.  Забегая вперед,  скажу,  что хотя  атеистическая агитация и началась с самых первых лет советской власти,  но никогда и никто  так  нагло  не  эксплуатировал  народную   темноту,   как   эти пропагандисты-атеисты.    В   60-х   годах,   когда   шла   хрущевская антицерковная кампания,  я встретил в  "Комсомольской  правде"  статью какой-то женщины,  которая говорила:  "Я не атеистка - я просто старая безбожница",  что, вероятно, означало особую антицерковную активность.