Православием. Если до тех пор уния все больше хирела, то здесь значительная часть украинского населения этим новым направлением национализма была увлечена, то уния, сочетая методы кнута и пряника, потому что противники ее, особенно из числа православных, подвергаются сильным преследованиям, уния начинает переживать некий новый этап развития. Тогда ее возглавляет Шептицкий, по поводу личности которого много споров. Сам он утверждал, что хотя его семья, будто бы когда-то бывшая по национальности русской или украинской, была ополячена много поколений назад и у него возникла тяга к истокам, но именно к украинским, русофобским, ориентирующимся на Австро-Венгрию.
Он столько раз менял свою ориентацию, что про него трудно сказать, когда он был искренним. Можно было бы в это поверить, но если бы в это верили поляки, вряд ли они сделали бы его брата, австровенгерского офицера, своим военным министром, когда Польша возродилась. Так что скорее всего это деятель внутренне польский, который внешне обратился из каких-то соображений и стал изображать из себя украинского патриота, а потом был вынужден действовать в русле ватиканско-австрийского движения, в значительной степени антипольского.
Так можно охарактеризовать то церковное положение, которое существовало в России. Безусловно, можно сказать еще несколько слов и о развитии духовной науки. Появилось очень много ученых, в особенности если говорить о церковной истории. Появилось много исследований.
Известна "История" Макария Булгакова и Филарета Гумилевского и "Общая церковная история" Болотова, Голубинский и другие, а также богословы.
Отчасти этому богословию свойственна и некоторая ориентация на Запад, на протестантизм. Это негативная тенденция и, к сожалению, она была еще связана между конфронтацией между ученым монашеством и белым духовенством. В этом отношении враждебность к монашеству со стороны белого духовенства иногда имела объективные причины, а иногда приписывались совершенно неосновательно всем, кто старался постричься, корыстные расчеты.
Известно из воспоминаний, что товарищи замечательного епископа
Серафима Звездинского, когда он решил постричься, угрожали ему даже бойкотом, считая, что он совершает нечто непотребное. Но такого рода разногласия были, и разные направления .......... его усиливали. Может быть, с одной стороны справедливые, а с другой стороны крайние высказывания позволял себе выдающийся деятель архиепископ Волынский
Антоний. Он писал, что строй учебных заведений, как унаследованный из мира западных еретиков, приводит дело в духовной школе до крайнего безобразия. "Должно всю ее разогнать, разломать, вырыть фундамент семинарских и академических зданий и взамен прежних на новом месте выстроить новые и наполнить их новыми людьми". Может быть, это слишком крайняя точка зрения, но минусы в русском духовном образовании были.
Епископ Антоний отмечал такой печальный факт, насколько чужды подлинной духовности выпускники этих академий. Вот, говорил он, скончался император Александр III. По этому поводу выступили самые
- 11 различные люди в разных местах. Вот выступают образованные протоиереи, священники. Они очень подробно перечисляют, какие полезные начинания в государственной, политической, культурной жизни России произошли при почившем государе, и этим ограничивается. Только какой-то мирянин заговорил о духовном, о православном облике почившего государя. Вот, значит, кого мы выпускаем, говорил владыка Антоний.
Конечно, это крайняя точка зрения и крайнее высказывание владыки
Антония, которые в искаженном виде доходили до многих священников, что любой черный чернец лучше самого лучшего бельца. Они способствовали такого рода антагонизму, но вместе с тем в этой враждебности было и проявление обновленчески-протестантского направления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.