История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 120

Оптиной пустыни и пользовался наставлениями старца Варсонофия и других старцев.  Но  считать,  что  отставка  старца Варсонофия была вызывана именно такого рода  контактами,  нет  никаких  оснований.  Видно,  что иногда  старцу  приходилось  прибегать  к  очень своеобразным методам, чтобы  предотвратить  нежелательные,  с  его  точки  зрения,  действия

Нилуса.  В  частности,  об  этом  рассказывается в воспоминания самого

Нилуса.  Можно прочесть в книге Концевича,  что когда он услыхал,  что одна из чудотворных икон должна быть взята для реставрации,  он решает резко  протестовать,  и  из  изложения  получается,  что   он   всякую реставрацию икон рассматривает как кощунство.  И вот он говорит старцу

Варсонофию,  что намерен предпринять различные действия,  в  частности обратиться за поддержкой к известному синодальному генералу, чтобы они этого архиерея одернули. И вот старец ему задает вопрос: а вы у самого главного  заинтересованного  Лица  спросили  разрешения?  Он несколько удивленно спрашивает: у какого? - "Матерь Божия вас благословила? Ведь вообще-то архиерей распоряжается Церковью, а не ваши генералы, так что лучше оставьте все  это  дело  в  покое,  а  Божия  Матерь  Сама  Себя защитит".

Нилус с этим согласился и пишет о том,  что  хотя  кощунственная, как он считает,  реставрация была проведена,  но Божия Матерь архиерея наказала,  потому что он упал и разбил себе  лицо.  Мне  кажется,  что здесь   проявляется   некая   недостаточная   близость,  недостаточное понимание между старцем Варсонофием и Нилусом.  Во всяком случае почти в то же самое время или несколько раньше, чем старец был выслан, Нилус уезжает из Оптиной,  после чего с его стороны  ни  помощи  старцу,  ни просто  связи с ним и с Оптиной уже не было.  Есть,  наоборот,  веские указания на то,  что в это время он ищет связи с кружком Распутина, но эти  сведения  довольно  расплывчаты.  Во  всяком  случае  если  после революции очень многие  хранящие  эти  протоколы  страдали  вплоть  до смертной казни, то сам Нилус умер своей смертью, несмотря на то что не раз был задержан органами ВЧК и ГПУ.  Но подолгу  он  там  никогда  не задерживался.

Для меня,  как  и  для  многих  других,  публицистика  Нилуса  не представляется  особенно  ценной,  за  исключением  того,  что им была опубликована беседе преподобного Серафима с Мотовиловым.

Если говорить  о  Православной  Церкви,  то  сами  эти  протоколы


- 8 никаких призывов к еврейским погромам,  к насилию не содержат. Поэтому хотя у кого-то из людей, которые в дальнейшем могли бы допускать такие действия под влиянием чувства враждебности к евреям, которые могут эти протоколы....................,  такого  рода  действия  и  были,  но у подавляющего большинства русских православных  людей,  особенно  после революции,   эти   протоколы  рассматривались  как  некий  достоверный источник, изучая который, можно достаточно четко предсказать появление антихриста  и  приготовиться  к  нему  и к концу мира.  Поэтому всякие попытки изъятия или запрещения могут только усилить такого рода веру и почитание  людей недостаточно сведущих и не способных критически в них разобраться.  Попытки эти совершенно бессмысленны, потому что если это будет  церковное дело,  у людей церковных каких-то огромных настроений эта литература не вызывает.  Во многом ее популярность вызвана  именно широким  участием  евреев  в  Октябрьской революции,  хотя подавляющее большинство их не были сионистами.  Но народ в этом не  разбирался,  а то,  что  такого  рода  участие  вызывало  особую  неприязнь,  то  это проявлялось даже у Короленко,  хотя он всю  жизнь  активно  боролся  с антисемитизмом  и участвовал на стороне еврейской общины во время дела

Бейлиса,  когда его обвиняли в каком-то ритуальном убийстве и  в  том, что  все  евреи  так  или  иначе  к  этому  склонны.  Против  крайнего экстремизма  выступала  и  русская  иерархия.  Он   считался   главным защитником  евреев,  но  действия  евреев-большевиков  у него вызывали необъяснимое        чувство        неприязни,        потому        что