(Добротолюбие и сочинения Паисия Величковского), - это какая-то скверная масонская литература. были и другие гонения, в частности со стороны архиерея. Это проявлялось в виде всяких запретов, скрытого недоброжелательства - например, ему не позволяли носить схимническую одежду (он был тайно пострижен).
Так что и после, когда Филарет был митрополитом Киевским, его заступничество очень сильно помогало избегать всех подобных неприятностей. В 30-е годы он приехал в Оптину пустынь, когда старец Лев подвергался всяческим притеснениям. Старца не оказалось даже среди встречающих владыку. И хотя все епископы равны, для Калужского архиерея мнение Киевского владыки, постоянного члена Синода, было очень важным. Прибывший туда митрополит Филарет сразу же поинтересовался, где находится старец Лев, и попросил его пригласить, чего не могли не сделать. После того как он выразил огорчение и порицание, что
Лев не сносит схиму, потому что схимники должны ее носить,
Льву позволили носить схиму. Это было явным указанием на то, что защитники и у Льва, и у Макария есть, после чего их жизнь стала более спокойной и они смогли больше сделать и для монастыря, и для прихожан.
28.10.96.
Лекция 7 – отсутствует
Л Е К Ц И Я 8
Хомяков написал много статей по самым разнообразным вопросам; его творческое наследие включает в себя также множество писем на богословские темы. Особенно интересна его переписка с английским диаконом Пальмером, о которой мы будем говорить позднее.
Как бы подводя итог своей деятельности, он опубликовал свою книгу о Церкви - "Церковь одна". Хомяков считал, что истину нужно не доказывать, а показывать: "Силой разума не доходят до истины Божией, а в бессилии человеческом делается явным бессилие доказательств. Поэтому христианское знание не есть дело разума испытующего, но дело благодатное и живое". В
своей книге Хомяков стремился показать истину Церкви; такой подход стал типичным для многих последующих русских богословов (в том числе и на о. Павла Флоренского), и влияние книги на развитие русского богословия (и преподавание соответствующих предметов в духовных академиях) было очень большим.
Как уже было сказано, особое место в творческом наследии
Хомякова занимает его переписка с диаконом Пальмером.
Англиканская церковь как бы делится на три течения: высокая церковь (стремящаяся сохранить верность традициям неразделенной Церкви), низкая церковь (приверженная протестантизму и экуменическим сектам, стремящаяся упразднить традиционное наследие) и широкая церковь (стремящаяся объединить всех и сохранять это единство - впрочем, скорее внешнее, чем органичное).
Представители высокой церкви были явно обеспокоены тем, что в англиканской церкви явно наблюдается некая деградация, и считали, что нужно предпринять меры, чтобы церковь спасти. Они желали установить общение и с католической, и с Православной
Церковью и развивали тот взгляд, что англиканская церковь является частью единой неразделенной Церкви. Но католики не пошли на сближение - наоборот, как только в конце 40-х годов в
Англии было разрешено свободно действовать представителям католического вероисповедания, папа римский назначил своих представителей на многие кафедры, которые уже были заняты англиканскими епископами, показывая тем самым, что он не признает благодатной ни англиканскую церковь, ни ее иерархию.
Поэтому те, кто ориентировался на объединение с католиками (а таких людей было немало), должны были оставить свои надежды либо, как кардинал Ньюмен (оказавший заметное влияние на римско-католическое богословие), перейти в католичество.
Некоторые же обратились к Восточной церкви и перешли в
Православие, как диакон Пальмер, который во второй половине
40-х годов вступил в переговоры с Синодом и пытался убедить его, что существенной разницы между англиканской церковью и
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.