При внешних стеснениях как раз и начинает возрождаться внутренняя монашеская жизнь. Очень многое связано с именем замечательного подвижника - недавно канонизированного Паисия Величковского. При
Елизавете отказывается от военной карьеры и уходит в монахи некто
Федор Ушаков, который подвизается в Синаксарской обители рядом с
Саровом; в этих обителях, известных глубоким монашеским подвигом, и возрождается традиция старчества. Высокий дух русского монашества сохраняется и в Соловецком монастыре (мы говорили о духовнике Петра I
- в монашестве Иове, в схиме Иисусе, жившем в Голгофораспятском
- 8 скиту). Так что наблюдается некое возрождение монашества, несмотря на внешнее стеснение.
В частности, это связано с Паисием Величковским (1722-1794).
Учился он в семинарии на Украине, но с юности почувствовал, что это обучение, во многом прививавшее семинаристам латинские взгляды, не соответствует его духовным запросам, не ведет его ко Христу. И он решает уйти на Афон, где живет долгое время. Овладевает греческим языком, начинает переводческую деятельность, а потом по указанию
Божиему переселяется ближе к России. В самой России тогда нельзя было заниматься тем делом, которым он занимался, и он уходит в Валахию и
Молдавию, где живет в разных монастырях. Когда один из них переходит
Австрии в результате войны, Паисий идет в другой монастырь. Большую деятельность он развивает в Нямецком монастыре, куда к нему со всех концов Украины и России стекается братия. Он занимается переводческой деятельностью, там восстанавливается старчество, и начинается перевод святых отцов на русский язык. Появляется Добротолюбие, и именно эти книги появляются в России и способствуют тому, что начинается возрождение духовной жизни в русских монастырях. Много замечательных подвижников было и в Саровском, Синаксарском монастырях, нотам не было такого письменного дела, какое развил в Нямецком монастыре св. Паисий
Величковский. Деятельность Паисия становится неким поворотным пунктом, когда в условиях внешнего стеснения начинается возрождение монашеской жизни.
На ниве духовного просвещения мирян отличился другой святитель живший почти в одно время с Паисием Величковским епископ Тихон
Воронежский (Задонский) Соколов (1724-1783). Последние годы он провел в затворе. Епископ Тихон тоже известен замечательными аскетическими подвигами; ему были явления Господа Иисуса Христа. Но несмотря на свой затворнический подвиг, он никогда не оставлял учительства, которое начал еще в бытность свою преподавателем семинарии и продолжал будучи епископом. Проходя еще более строгий монашеский подвиг, чем его подвижники, он писал сочинения для мирян. Будучи епископом, он боролся с языческими обычаями, как это желали в то время все архиереи и как несколько ранее это делал другой не менее прославленный епископ Иоасаф
Белгородский.
Кроме того, свт. Тихон написал несколько произведений, самые известные из которых - "Сокровище духовное, от мира собираемое", "Луг духовный" и "Об истинном христианстве". Последнее произведение по названию повторяет сочинение некоего протестантского писателя Иоанна
Арндта, откуда свт. Тихон заимствовал немало, но переделав эти заимствования в православном духе и внеся много своего. Свт. Тихон как бы кладет начало традиции здорового использования всего лучшего, что накоплено инославной литературой. С другой стороны, именно в его произведениях начинает осуществляться некий синтез духовных традиций
Православия с западноевропейской образованностью, заимствованной
Петром I. Так что книги его легко читаются и имеют большое хождение не только среди простого народа, но и среди тех просвещенных людей, которые стремятся к глубокой духовной жизни, к благочестию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.