История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 23

При внешних стеснениях как раз и начинает возрождаться внутренняя монашеская  жизнь.  Очень  многое  связано  с  именем   замечательного подвижника  -  недавно  канонизированного  Паисия  Величковского.  При

Елизавете отказывается от военной карьеры  и  уходит  в  монахи  некто

Федор  Ушаков,  который  подвизается  в  Синаксарской  обители рядом с

Саровом;  в этих обителях,  известных глубоким монашеским подвигом,  и возрождается  традиция  старчества.  Высокий  дух  русского монашества сохраняется и в Соловецком монастыре (мы говорили о духовнике Петра  I

-  в  монашестве  Иове,  в  схиме  Иисусе,  жившем в Голгофораспятском


- 8 скиту).  Так что наблюдается некое возрождение монашества, несмотря на внешнее стеснение.

В частности,  это связано  с  Паисием  Величковским  (1722-1794).

Учился  он в семинарии на Украине,  но с юности почувствовал,  что это обучение,  во многом прививавшее семинаристам  латинские  взгляды,  не соответствует  его  духовным  запросам,  не ведет его ко Христу.  И он решает уйти на Афон,  где живет  долгое  время.  Овладевает  греческим языком,  начинает  переводческую  деятельность,  а  потом  по указанию

Божиему переселяется ближе к России.  В самой России тогда нельзя было заниматься  тем делом,  которым он занимался,  и он уходит в Валахию и

Молдавию,  где живет в разных монастырях.  Когда один из них переходит

Австрии  в результате войны,  Паисий идет в другой монастырь.  Большую деятельность он развивает в Нямецком монастыре,  куда к нему  со  всех концов Украины и России стекается братия.  Он занимается переводческой деятельностью,  там восстанавливается старчество, и начинается перевод святых  отцов на русский язык.  Появляется Добротолюбие,  и именно эти книги  появляются  в  России  и  способствуют  тому,  что   начинается возрождение  духовной жизни в русских монастырях.  Много замечательных подвижников было и в Саровском, Синаксарском монастырях, нотам не было такого письменного дела,  какое развил в Нямецком монастыре св. Паисий

Величковский. Деятельность Паисия становится неким поворотным пунктом, когда  в условиях внешнего стеснения начинается возрождение монашеской жизни.

На ниве  духовного просвещения мирян отличился другой святитель живший почти  в  одно  время  с  Паисием  Величковским  епископ  Тихон

Воронежский (Задонский) Соколов (1724-1783).  Последние годы он провел в затворе.  Епископ Тихон тоже известен  замечательными  аскетическими подвигами; ему были явления Господа Иисуса Христа. Но несмотря на свой затворнический подвиг,  он никогда не  оставлял  учительства,  которое начал  еще в бытность свою преподавателем семинарии и продолжал будучи епископом.  Проходя еще  более  строгий  монашеский  подвиг,  чем  его подвижники, он писал сочинения для мирян. Будучи епископом, он боролся с языческими обычаями,  как это желали в то время все архиереи  и  как несколько ранее это делал другой не менее прославленный епископ Иоасаф

Белгородский.

Кроме того,  свт.  Тихон  написал  несколько произведений,  самые известные из которых - "Сокровище духовное,  от мира собираемое", "Луг духовный"  и  "Об  истинном  христианстве".  Последнее произведение по названию повторяет сочинение некоего протестантского  писателя  Иоанна

Арндта,  откуда  свт.  Тихон  заимствовал  немало,  но  переделав  эти заимствования в православном духе и внеся много своего. Свт. Тихон как бы  кладет начало традиции здорового использования всего лучшего,  что накоплено инославной литературой.  С  другой  стороны,  именно  в  его произведениях  начинает  осуществляться некий синтез духовных традиций

Православия  с  западноевропейской   образованностью,   заимствованной

Петром I. Так что книги его легко читаются и имеют большое хождение не только среди простого народа,  но  и  среди  тех  просвещенных  людей, которые стремятся к глубокой духовной жизни, к благочестию.