Сиднева. Глава команды убийц, присланной из Москвы, Юровский, утверждает, что он его отделил ото всех и куда-то отослал. То, что он его отделил, очевидно - при раскопках, произведенных в наше время, его останков среди прочих не найдено. Но никаких слухов о том, куда он был отправлен, нет, хотя это был единственный и для белых и для красных свидетель происшедшего. Произошло убийство еще одного несовершеннолетнего мальчика - больного царевича Алексея. Конечно, подобное случалось в истории, но это свидетельствовало об отказе от всяких признаков цивилизации. Ясно, что убийство помазанника Божиего и свержение его, как бы ни относиться к этому факту с политической точки зрения, - это, безусловно, грех.
Другой вопрос, который волнует всех в связи с царской семьей, это вопрос об их прославлении и канонизации. Естественно, что решается он не на лекциях по истории Русской Церкви, но чтобы у слушателей не сложилось впечатления, что лектор уклоняется здесь от прямого ответа, скажу то, что считаю существенным, не навязывая своей точки зрения и не считая ее единственно правильной.
Нельзя не согласиться с теми, кто указывает на необходимость разделения жизни императора и императрицы на два периода - до их свержения и после него. Есть утверждения о том, что вся жизнь императора Николая II была подготовкой к мученичеству - его даже сравнивают с Иовом Многострадальным. Против этого можно возразить. В
сущности, вся царская семья оказалась под руководством такого человека, как Распутин, что явно свидетельствует о каком-то ее духовном нездоровье. Некоторые делают попытки избавиться от этого возражения ссылкой на то, что Распутина якобы оклеветали и что на самом деле это был человек добрый, хороший. Это совершенно неверно, а кроме того, возводит обвинение на всех русских архиереев, которые уклонялись от всякого общения с Распутиным, а также на многих, которые за него пострадали - например, митрополит Владимир, Гермоген
Тобольский, святая великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Даже если бы приверженцы этой попытки добились того, чтобы
Распутин был признан порядочным человеком, осталось бы нездоровое духовное увлечение царской семьи в начале 900-х годов, когда при дворе находился французский мистик Филипп, который смог внушить императрице, что она беременна, а после того как выяснилось, что это неправда, вынужден был бежать. С одной стороны, естественное стремление к духовной жизни, а с другой - неумение правильно выбрать себе
- 2 руководителя - все это было в жизни царской семьи. А коль скоро здесь могли быть нарушения, то могли они быть и при управлении государством, поэтому ни в коем случае, если канонизация будет проведена, не следует превращать ее в полную реабилитацию или прославление всего, что политически было сделано в первое десятилетие 20 века.
Надо сказать прямо, что грязь, связанная с Распутиным, в жизнь царской семьи не проникла, потому что царь, воспитанный в строгих православных правилах, и царица, искренне эти правила воспринявшая, заблуждались относительности личности Распутина, принимая его за святого и из-за этого преследуя многих его противников, но никаких лжеучений от него они не восприняли. Поэтому обвинять царя в тех злобных преступлениях и жестокостях, которые ему приписывались в первые дни революции, нет никаких оснований. Однако ошибки могли быть, и это уже дело историков - оценить их реальный масштаб, но к вопросу о канонизации они не имеют отношения. В частности, иногда слышатся обвинения со стороны монархически настроенных людей (например, графа
Игнатьева), что отречение от престола являлось тяжелым прегрешением царя. Однако он отрекся в ситуации, когда продолжение борьбы означало, по всей видимости, гибель очень многих людей, так что этот вопрос тоже стоит предоставить для оценки историкам, но говорить о том, что в жизни царя было что-то тяжело греховное, что препятствовало бы канонизации царя, не приходится.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.