История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 110

Распутин,                    .........................................

...................  к  сожалению,  не  находит  других   священников.

Поэтому  хотя  они,  безусловно,  относительно  личности  Распутина  и заблуждались, но никаких неправославных взглядов он им не привил, хотя и оттолкнул от них многих друзей - молитвенных защитников,  потому что раскрыть глаза им пытались  многие.  Если  бы  не  трагическая  смерть министра  Столыпина,  то  последовала  бы его отставка потому,  что он находился в оппозиции к Распутину.  Отношения ближайшего друга царской семьи  великой княгини Елизаветы Феодоровны с сестрой очень охладились именно потому,  что княгиня пыталась убедить императрицу отказаться от

Распутина.  Многие  великие  князья  безуспешно  пытались  бороться  с

Распутиным, в том числе близкий к семье императора Николай Николаевич, который   вначале   увлекся  Распутиным.  Такой  крупный  иерарх,  как священномученик митрополит Владимир,  когда прибыл на  короткое  время после  митрополита  Антония  Вадковского  в  Петербург,  тоже  пытался убедить царскую семью - и тоже  безуспешно,  как  и  некоторые  другие близкие к царской семье архиереи, такие, как епископ Феофан. Отношения с царской семьей полностью расстроились,  и он был сослан  в  почетную ссылку  подальше  от столицы.  Некоторое охлаждение,  которое возникло из-за  Распутина  между  царской   семьей   и   епископом   Гермогеном

Тобольским, так и не было преодолено.

Охлаждение это  в  той  или  иной  степени  касается  большинства русского  епископата  -  независимо  от их различных позиций.  В числе оппозиционеров Распутина в той или иной мере нужно числить и  будущего

Святейшего  патриарха  Тихона,  и таких крупных иерархов,  как Антоний

Храповицкий и будущий патриарх  Сергий  Страгородский.  Один  из  них, безусловно,  стал  бы митрополитом Петербургским,  если бы к Распутину относился по-иному.  Кстати,  в то время оба эти иерарха, которых наша трагическая   действительность   развела  так  далеко,  были  близкими друзьями.  Эта дружба связывала их очень крепко.  Такой источник,  как написанная  уже  после  снятия  сана  книга  бывшего  Илиодора (Сергия

Труфанова) "Святой черт" о Распутине - это очень модный источник, но в нем  есть  такая фраза,  что Антоний Волынский верховодит в Синоде и в общем-то не очень чествует (дальше не  помню,  там  достаточно  грубое слово  употреблено)  всех  русских  архиереев,  за  исключением своего дружка Сергия Финляндского, которого, наоборот, уважает и считает, что сам он видит на два аршина под землей, а его дружок Сергий - на три, фраза  эта  приблизительно  соответствует   действительности   и   тем отношениям, которые в то время связывали этих иерархов.

Все это очень видные иерархи.  Митрополит Антоний,  крайне правый деятель,  активный борец с революцией, казалось бы, должен быть близок царю, но все это их удаляет от царского семейства, они там практически не  появляются.  Трагедия  с  Распутиным в каком-то смысле объясняется неким дефектом воспитания,  который тоже,  по всей видимости,связан  с

Победоносцевым.  Как  известно,  он  после первого своего мистического опыта (когда перевел на русский язык Фому Кемпийского) он  охладел  ко всякой   мистике  и  к  духовным  писателям  относился  осторожно,  не сближаясь с ними. Никаких духовно-мистических интересов он не проявлял и ни о чем таком со своим воспитанником не беседовал.  Но у императора

Николая, а особенно у императрицы, такой интерес проснулся, хотя они и не   могли   его  удовлетворить  надлежащим  образом.  Поэтому  сейчас сторонники канонизации царской семьи (а я тоже не являюсь  противником этого) считают,  что если обелить самого Распутина, то можно устранить препятствие к канонизации,  забывая,  что еще  до  революции  1905  г.

императрица попала под сильное духовное влияние какого-то французского спирита Филиппа.  Это было еще до  рождения  наследника,  и  он  ложно внушил ей, что она якобы беременна. Но когда выяснилось, что это ложь,