.............................................................. нужен был какой-то компромисс, и он был найден. Однако это был компромисс, а не идеал, и та мерзкая формулировка Красницкого, о которой мы еще будем говорить, отражала эту дикую вражду. Лозунг на манер большевистского: "Бей справа помещика-архиерея, слева мирянина-кулака!" отражает ту злобу, которая была свойственна самым низко падшим представителям в данном случае белого духовенства, которую нужно было преодолеть, чтобы Церковь объединилась перед лицом той опасности, которая возникла и начинала сказываться.
Так что в это смысле собор сделал многое. Но его решения, вся эта демократия в особенности начала чувствоваться на уровне приходском, хотя и меньше. Многие священники стали жаловаться, что все это ведет к нежелательным результатам.
Когда обсуждали такого рода демократические избираемые советы, то указывали на тяжелые последствия, к которым это может привести.
Некоторые священники, например, говорили: "Наш приход состоит в основном из рабочих такой-то фабрики. Что им скажет предприниматель, то они и сделают. Это для Церкви очень вредно. Если эти демократические принципы будут проводиться слишком далеко, то мы ничего делать не сможем".
К счастью, эти вещи во многом остались на бумаге; были и оговорки, что от них можно отойти, для тех случаев, когда эти решения приносят слишком большой вред. Благодаря этому в принципе было достигнуто церковное единство и ушло чувство вражды, разделенности, которое преобладало перед началом собора, а миряне и духовенство сплотились вокруг Церкви. Дальше мы увидим, что с началом гонений на
Церковь основную роль в ее расколе стало играть белое духовенство. Так случилось не потому, что миряне были лучше - ситуация складывалась так, что миряне, которые не хотели терпеть гонений и оставаться в
Церкви, имели полную возможность порвать с ней. Что касается духовенства, то помимо особенно настроенных реформаторов там был очень широкий круг людей, не способных ни к чему полезному. Уйти из Церкви они не могли - не на что было содержать семью. Но это крайние случаи практического атеизма - их было мало. Но было и много людей слабых, которым трудно было терпеть гонения. Важно было, учитывая все это, добиться церковного единства.
7 апреля были приняты эти решения, и вторая соборная сессия разошлась. В стране складывалась такая обстановка, что уже возникали
- 6 сомнения - сможет ли собор дальше работать. На случай, если будет нарушено церковное управление, 25 января 1918 г. было принято очень важное решение о преемстве церковной власти. Патриарху Тихону были предоставлены чрезвычайные полномочия, отличающиеся от тех, которые были предусмотрены решением первой сессии: секретным образом назначить себе преемников, которые становились Местоблюстителями в случае его смерти или каких-то других обстоятельств, в результате которых он терял бы возможность управлять Церковью.
Кроме того, расходясь, вторая сессия приняла решение о том, чтобы для продолжения работы собора достаточно было четверти его состава.
Даже по состоянию транспорта в то время было понятно, что на следующую сессию собраться будет очень трудно.
Сессия эта началась в июле, но работать стало невозможно, потому что были отняты здания, где проходили заседания собора. Приняв некоторые постановления о монашестве (сократив возраст, начиная с которого люди могли посвящаться в монашество и священство), собор разошелся. Был еще ряд призывов и воззваний, но о них лучше будет говорить в общем контексте того, что происходило в стране. После того как разошлась вторая сессия, общецерковную линию мы видим в патриарших и синодальных посланиях - собор занимается этим эпизодически.
К сожалению, не удалось решить вопроса с грузинским расколом. Он был урегулирован только при Патриаршем Местоблюстителе митрополите
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.