Несколько иной состав был у людей, избранных от мирян и от духовенства. От священников избрали Товарищами Председателя двух протопресвитеров - настоятеля Успенского собора Николая Любимова и от армии о. Георгия Шавельского. От мирян были избраны профессор
- 12 Московского университета князь Евгений Николаевич Трубецкой и председатель государственной Думы Родзянко (есть ошибочные утверждения, что он не был членом собора). В течение первых недель он участвовал в заседаниях собора, но после революционных событий Октября он занялся политической деятельностью и выбыл из состава собора.
Правда, Товарищ Председателя архиепископ Арсений, тогда уже митрополит, особенно подчеркнул, что никакого неодобрения по этому поводу у него и у Соборного Совета по отношению к Родзянко нет. На его место и был тогда избран А.Д. Самарин - бывший обер-прокурор и кандидат на кафедру Московского митрополита. 17.02.97.
Л Е К Ц И Я 18
Несмотря на чрезвычайные усилия, которые предпринял обер-прокурор
Львов, чтобы обеспечить состав собора, который устраивал бы Временное правительство, и в связи с тем направлением, которое стало развиваться русским мыслителем и богословом С.Булгаковым, был введен новый особый термин - "эсеропапизм" (по аналогии с "цезаропапизмом"). Стремились подчинить Церковь левым политическим влияниям. Ничего из этого не получилось. Но здесь мажорный тон может вызвать недоумение.
С одной стороны, политические события в стране развивались очень грозно и трагично. Остановить общий развал не удавалось. Следует задуматься: в общем, названное достаточно удачно "эсеропапизмом"
направление, политическое влияние эсеров в стране нарастало, либеральные партии, кадеты должны были им уступать, разве что под конец его несколько поколебали большевики, но все-таки эсеры составляли подавляющее большинство. Значит, подавляющее большинство русского крестьянства за этих эсеров голосовали. От всех политических органов посылаются политические кандидаты, как же получилось, что на выборах делегатов в члены собора получилось все наоборот? Там теми же самыми крестьянами были выдвинуты совсем другие деятели. Как это произошло?
Здесь проявление очень сложного отношения со стороны избирателей, со стороны народа ко всем происходящим в стране событиям. Для большинства существуют какие-то особые (к сожалению, не духовные, а материальные) интересы, которые при выборах в политические органы становятся главными. Увлеченные политической пропагандой (для крестьян
- земля, для других - обещание конца войны и мира без аннексий и контрибуций), несмотря на то, что видят, что люди, которые все это обещают, совсем не благочестивы и не так уж заслуживают доверия, они их поддерживают в расчете на то, что эти обещания будут выполнены. Но это не значит, что они разделяют программу этих людей целиком и полностью.
В частности, когда речь идет о таком важном деле, как Церковь, душа, они этим же самым людям, которых они посылают в парламенты, предпарламенты, учредительные собрания, городские думы, здесь доверить им никак не могут. Они чувствуют, что нужны люди порядочные, подлинно благочестивые, и результат получается совсем иной. То же самое было бы, если бы по очень многим вопросам, которые тогда вставали, народ опрашивали: монархия или республика? должна ли отделяться религия от государства? нужно ли забирать школу? Эти вопросы не особенно акцентировались теми, кто стремился на выборах завоевать победу. Но даже до выборов в определенном ключе они решались Временным правительством. Это нужно иметь в виду, когда мы говорим о воле народа и о решениях ВП.
Несмотря на то, что из 564 человек там было в результате тех особенностей и выборов и представительства, о которых мы говорили на прошлой лекции, подавляющее большинство мирян - 299 человек. Клириков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.