Таково было высшее управление. Если в ведении Синода были вопросы вероучения, Богослужения и главного церковного преподавания, то административные вопросы решались в Высшем Церковном совете церковное хозяйство и др. Патриарх имел право председательствовать на заседаниях Синода и высшего церковного совета и от имени РПЦ сноситься с другими православными церквами, обращаться с учительными посланиями ко всем чадам РПЦ, обращаться к государству.
Любопытно его отношение к другим архиереям: "Он дает архиереям братские советы как относительно личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга. В случае же невнимания к его советам предлагает о том Священному Синоду". То есть патриарх может советовать архиереям, но вмешиваться в управление епархиями и отменять распоряжения по епархии права не имеет. Если он с чем-то не согласен, то собирается заседание Св. Синода, и только Синод может отменить то или иное распоряжение епархиального архиерея. Если голоса в Синоде разделяются, то проходит то решение, за которое голосует патриарх.
Помимо этого, обсуждались вопросы о церковной проповеди. К
рождеству был сделан перерыв в заседаниях собора. Вторая сессия началась 15 февраля.
Еще во время заседаний первой сессии всех очень беспокоило то, что в стране увеличивается анархия и все больше насилий учиняется и над простыми гражданами, и по отношению к Церкви и духовенству. Было видно, что готовится некий закон об отделении Церкви от государства, который Церковь устроить не мог и кардинальным образом расходился с тем, о чем говорилось на соборе. То, что новая власть (особенно некоторые ее представители) заняла по отношению к Церкви крайне враждебную позицию, видно из рассказа на соборе и из опубликованных в
- 8 печати материалов об Иване Антоновиче Шпицберге, заместителе наркома, который занимался религиозными вопросами, а до того - синодальном чиновнике, который помогал Львову в его реформах крайней либерализации
Церкви. Здесь он выступает уже как атеист самого крайнего толка, и высказывания его таковы, что новая власть еще более прогрессивна, просвещена и революционна, чем якобинский Конвент, который лишь на третьем году своего существования пришел к мысли о том, что совершение
Литургии должно быть запрещено полностью как колдовство, недостойное просвещенной страны; мы же пришли к этой мысли уже сейчас и собираемся ее провести в самом ближайшем будущем. Такого рода высказывания, говорившие не об отделении Церкви от государства, а о ее уничтожении, позволяли себе многие представители новой власти.
За то время, когда собор разошелся на рождественские каникулы, произошло много новых столкновений и резких выпадов, а также насилий по отношению к Церкви, что очень осложнило обстановку. В январе был издан декрет об отделении Церкви от государства - в скором времени после того, как Учредительное собрание было распущено. Сейчас можно указать некоторые основные характерные черты отношения новой власти к
Церкви. Правда, не все оставалось ясным до конца. Случаи насилия и издевательств над отдельными священниками были самые безобразные, но пока этот декрет не был издан, нельзя было со всей определенностью сказать, кто был в этом виноват - шло ли это непосредственно от правительства или было делом рук анархических банд, на которые правительство, может быть, и опиралось, но действия которых не одобряет. В частности, 13 января была предпринята попытка захвата
Александро-Невской лавры под предлогом превращения ее в лазарет.
Инициатором была нарком Коллонтай. Из частной переписки известно, что после провала этой попытки Ленин неодобрил этих действий, но не потому, что был принципиально против них, а потому, что считал столкновения с Церковью преждевременными. Во всяком случае когда в лавру явились матросы и стали требовать ее освободить, из-за чего ударили в набат и стал стекаться протестующий народ, попытались остановить звон выстрелами, но это не удалось. Один из священников,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.