Надо признать, что в жизни русского общества было немало суеверия и ханжества, и когда Петр сталкивался с людьми, которые, по словам апостола Павла, имели только видимость благочестия, он отступал. Тому есть несколько примеров, о чем мы поговорим в следующий раз. А сейчас скажу лишь, что когда патриарх Адриан пытался заступиться за стрельцов, Петр сказал, чтобы он отошел и не мешал. Но в Смоленске, когда игумения Марфа обратилась с просьбой о помиловании стрельцов,
Петр остановил казнь. Известен и случай с Митрофанием Воронежским, который не побоялся угроз царя, и Петр тоже отступил.
16.09.96
Л Е К Ц И Я 2
Многие кощунственные поступки Петра или его злобные выходки против Церкви и духовенства носили сугубо эмоциональный характер. У
всякого человека, который постоянно или временами впадает в разврат, всегда так или иначе проявляется враждебность к Церкви, ко всему святому. Но тем не менее такого рода выходки, с одной стороны, сочетались с искренней верой и благочестием, а с другой стороны, когда
Петр, обличая критиков своих реформ в ханжестве и лицемерии (во многом несправедливо), сталкивался с людьми очень сильными духом и благочестивыми, он даже отказывался от своих начинаний и отступал. Об этом мы говорили на прошлой лекции - казнь стрельцов, заступничество игумении Марфы. Петр внял ее словам и остановился. Подобный случай был и со свт. Митрофанием Воронежским. Петр его любил, и Митрофаний помогал ему в военных начинаниях, но когда царь возле своего дома поставил статуи обнаженных языческих богинь и пожелал, чтобы на пир к нему явился свт. Митрофаний, он услышал ответ: до тех пор, пока болваны не будут убраны, святитель не считает возможным к нему прийти.
Петр был в изрядном подпитии и просил передать святителю, что если он будет так оскорблять царя и не явится, то может жестоко поплатиться вплоть до смертной казни. Но реакция свт. Митрофания была не такой, какой ожидал Петр: святитель стал готовиться к смерти. Петр удивился, но почувствовал свою неправоту и приказал убрать статуи. Они помирились с Митрофанием, у них восстановились добрые отношения, и когда вскоре Митрофаний Воронежский умер, царь лично нес его гроб на похоронах.
Это были отдельные явления, но если бы все русские люди не имели бы, по словам ап. Павла, "лишь вид благочестия, силы же его отрекаясь", то не было бы и петровских реформ. Безусловно, то, что делалось царем, делалось не для того, чтобы принести Церкви благо, но вместе с тем это делалось по смотрению Божию, как всякое зло, будь то нашествие татар на Русь или разрушение Византии. Конечно, не стоит хвалить тех, кто причиняет зло, но Господь все направляет ко благу.
Забота о чисто внешнем, показном благочестии на Руси в то время очень сильно заметна: если сравнить количество святых, прославленных
Церковью в 17 и 18 веках, то видна громадная разница. Отчасти это объясняется старообрядческим расколом, но дело не только в этом.
Забота о внешнем благолепии и оставление духовных подвигов, стремление к сытой жизни и в верхних слоях русского общества, и в духовенстве, все это очень заметно. Поэтому, в сущности, петровская реформа нарушала внешнее благополучие и заставляла о нем скорбеть, но тем более и думать о причинах всего этого, сосредоточиваться на духовной жизни.
Перейдем к конкретным фактам. Церковная реформа Петра готовилась в течение длительного времени. В 1700 г. он намеревался повременить с избранием патриарха и после смерти патриарха Адриана назначил Местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского (хотя ему советовали сделать
Местоблюстителем Афанасия Холмогорского). В течение долгих лет Петр не назначал патриарха; в кругу царя велись разговоры о том, что если появится патриарх, это принесет вред петровским начинаниям. Когда к
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.