История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 26

Одной из  главных  идей,  которые  несло  это  просвещение,  была проповедь веротерпимости,  которую  они  пытались  всячески  поощрять, чтобы  прикрыть  ею  свою  пропаганду.  Ясно,  что при Екатерине I (?)

никакого покровительства государственного миссии не оказывается, как и никакого  покровительства  делу обращения старообрядцев в Православие.

Но любопытно,  что в этих условиях в самом старообрядчестве  возникает единоверческое   течение,   однако   отнюдь   не   по  государственной


- 11 инициативе, чтобы перейти в Православие.

Известно, что  старообрядчество  разбилось  на  многие толки,  но можно выделить две основные линии.  Первая - это  беспоповцы,  которые заявляли,  что  в  результате  реформ  Никона вся Православная Церковь утратила  полностью  всякую  благодать  и  потому   нужно   жить   без благодатных  таинств,  как  это  ни  тяжело  из-за близкого пришествия антихриста.  Они вводят у себя очень своеобразную дисциплину жизни без таинств.  Некоторые будто бы сохраняют еще Св.  Дары, освященные еще в дониконовские  времена,  добавляя  их  в  вино,  и   будто   бы   даже причащаются.  Есть  и  другая  ветвь,  которая считает,  что благодать все-таки сохраняется, потому что есть православные священники, которые отрекутся   от   тех  заблуждений,  которые  старообрядцы  приписывают

Православной  Церкви  (никонианам,  как  они   из   называют).   После соответствующей процедуры покаяния они вполне приемлемы для совершения таинств.  Отсюда идет течение поповцев (или беглопоповцев), потому что они могут принимать только беглых священников.

Это ситуация далеко не лучшая, потому что беглые священники - это в  основном  расстриги  за нецерковное и неблагочестивое поведение или люди,  которых  могли  соблазнить  большими  деньгами.  В   частности, разъезжают  старообрядцы  не  только  по  России,  но и на Востоке,  и проносится слух,  что за большие червонцы  им  где-то  вот-вот  готовы рукоположить епископа, но все это срывается. Так что живут они с этими священниками, а с ними входит в их жизнь особый разврат, распутство, и как раз среди тех, кто совершает таинство - среди иерархии. Это многих тяготит,  они думают,  нельзя ли все-таки  завести  свою  иерархию,  и возникает  идея,  которой  воспользовались потом украинские самосвяты, чтобы возложить руку умершего своего святителя на  кандидата  и  таким образом появится у них свой епископ-ставленник.  Но понимая, что такое отступление церковных предписаний просто приведет к разделению, они от этой  идеи  отказываются  и  начинают  думать,  как все-таки исправить положение.  Эти-то размышления и проявляются в том,  что с их  стороны появляется тяга к единоверию - единоверческое течение.

30.09.96

Л Е К Ц И Я  4

...ввиду их предприимчивости,  а такого  рода  инициатива всегда развивается  у людей,  которые подвергаются религиозным преследованиям. Значит,    старообрядцы    считались     очень подходящим элементом   для  такой  канонизации,  поэтому  было принято такое мудрое решение:  никаких единоверческих  церквей на территории  старой России,  Украины быть не может.  А вот в

Новороссии -  пожалуйста,   приезжайте   и   там   устраивайте единоверческую церковь.

Конечно, с  канонической  и  всякой   другой   нормальной церковной точки зрения это выглядело очень странным: в Крыму и

Новороссии допускают    церковь,    эти     люди     считаются воссоединенными православными,  но  приезжая  в  Москву  или в

Чернигов, они  уже  не  могут  точно  такую  же  свою  церковь организовать, но  именно  так  это  и  было.  Несмотря  на все препоны (эта инициатива шла со стороны старообрядцев, и видно, что  их  не  с распростертыми объятиями встречали), они упорно добивались своего, ................... сначала в Новороссии, а впоследствии добились  постепенно  и того,  что в конце концов был принято устав и создана единоверческая церковь и  в  самой

России.

Очень своеобразно  складывались  отношения  с  ними   при