История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 19

Более трудной была миссионерская деятельность среди  магометан  и других  народов  европейский  части  России.  В  частности в 30-е годы митрополит Казанский Лука  вроде  бы  достиг  определенных  успехов  в обращении  татар,  но это сопровождалось насилием и угрозами,  которые вызывали сильное недовольство у местного населения.  Так что посланный ему  в  помощь  архиерей  Димитрий  Сеченов,  возглавивший специальную миссию,  перешел к другим методам:  аборигенов стали заманивать, щедро одаривая  их всяческими благами,  а от насилия (главным образом в виде разрушения мечетей) отказались.  Тем не менее бывали столкновения, как во  время  борьбы с язычеством в Мордовии,  где в 1745 г.  возник бунт из-за того, что разрушили языческое кладбище, с тем чтобы не допускать там языческих обрядов, что оскорбило чувства местного населения. Из-за таких  инцидентов  (хотя  в  целом  миссия  проходила   успешно)   при

Екатерине,   чтобы   не   вызывать  неудовольствия  граждан  различных

- 4 вероисповеданий, миссия была закрыта.

Более успешно  шло  обращение  калмыков,  которые были природными буддистами.  Но очень многие из них  искренне  обратились  ко  Христу, происходило массовое крещение. Основная трудность миссионерской работы среди  магометан  заключается  в  том,  что  это  очень  сплоченное  и организованное   общество,   которое   сохраняет   своих   религиозных руководителей,  поэтому те,  кто обращается в христианство,  сразу  же оказываются на положении отверженных, изгоев. Они нуждаются в защите и должны,  попросту говоря,  оставить свои края и куда-то  переселиться.

Это  явление тоже надо все время учитывать,  потому что несмотря на то что  христианство   является   господствующим   вероисповеданием,   но некоторое   более   или  менее  успешное  сопротивление,  иногда  тоже связанное с насилием,  преследованием по отношению  к  новообращенным, может   практиковаться   в   очень  многих  общинах,  в  том  числе  и старообрядческих.  Там шла миссия и среди старообрядцев тоже,  поэтому допускалось немало насилий со стороны иерархии.  Но, с другой стороны, старообрядческие  общины  являли  собой  изолированные  группы,   жили вдалеке   от   православных,  и  в  отношении  тех,  кто  переходил  в

Православие,  могли быть всякие репрессии,  когда риску подвергались и они сами, и их имущество (?). Этот эффект тоже нужно учитывать.

Таким образом протекало царствование  Елизаветы.  В  целом  можно сказать,  что  бытовой  отход  от  христианства  высших слоев русского общества продолжается.  Конечно, православные соблюдают посты и обряды

(причем  многие  стремятся соблюдать их по церковному уставу),  но все эти   увеселения   на   версальский   манер,   весь   этот    разврат, распространение протестантских книг - все это больше и больше входят в жизнь русского общества и развращает его.

Любопытно, что Екатерина II, жена наследника, Петра III, которого

Елизавета пригласила в Россию (он был сыном ее сестры), сообразив, как можно  завоевать  популярность,  высказала желание поститься не только первую неделю Великого поста,  как это было принято при дворе, но весь пост,  чем  вызвала даже некоторые нарекания от Елизаветы.  Со стороны

Екатерины  это,  конечно,  был  некоторый  политический  шаг  в  целях завоевания симпатий народа, но очень для нее характерный.

Несколько месяцев правления Петра III  были  очень  тяжелыми  для

Церкви. Несмотря на то что его пытались воспитать в православном духе, он был окружен протестантами,  очень  им  симпатизировал  и  мечтал  о введении  в  России  протестантизма.  При нем почти завершается проект отобрания всех земель у Русской Православной Церкви,  обсуждается  ряд реформ в протестантском духе.  Он позволял себе совершенно безобразные выходки на Богослужениях:  корчил рожи духовенству и открыто  над  ним насмехался. Поэтому не удивительно, что его свергли, причем в заговоре принимал  участие  и  первоприсутствующий  член  синода,   архиепископ