Афганистане или Вьетнаме оказывались талантливыми военачальниками.
Конечно, за их спиной стояли гораздо более знающие американские или советские советники. Так же и за большевиками стояли советники немецкие.
Хотя основные стратегические цели их сильно отличались, но ближайшие планы совпадали, хотя и не всегда. Некоторые считали, что утверждения большевиков о том, что они не хотели бурных событий в начале июля в Петрограде и что это было им навязано массами, которые
- 9 многие воспринимали как ложь, может быть, не было явной ложью, потому что германские агенты, входящие отчасти в их состав, безусловно желали этих беспорядков, чтобы сорвать и без того имевшие малые шансы на успех начавшееся русское наступление. В этих условиях решение партии могло мало значить.
Что касается Церкви, то в тот момент она оказалась как бы изолированной от политики, к чему и стремилось ВП, опасавшееся поддержки правых монархистов со стороны не сочувствовавшего в большинстве своем епископата. С другой стороны, видя, что армия разваливается, а ведущей силой в прогерманском блоке становятся большевики (после прибытия Ленина) - наиболее радикальные противники либерального блока, они стремятся опереться на Церковь. Но их действия во многом не достигают успеха, потому что они ищут опоры именно среди обновленческих кругов. Есть любопытные воспоминания о том, что в числе духовенства, которое по инициативе ВП направляется в ставку, чтобы поручить им беседы с солдатами, оказывается будущий обновленец
Введенский и немало лиц, ему подобных. Даже о. Георгий Шавельский кажется одно время слишком правым, потому что почти до последнего времени у него сохраняются добрые отношения с царем, так что какое-то время носились с планами, чтобы его отставить от должности протопресвитера армии и флота. Но потом его позиция оказалась достаточно удовлетворительной и он остался.
С одной стороны, по инициативе ВП Церковь не может переходить в конфронтацию с новой партией. Точно так же и по инициативе отдельных архиереев, потому что не пытаться противодействовать нарастающей анархии в стране (а большевики для достижения своих целей развязывают самые темные инстинкты, призывая к анархии и беззаконию, захвату помещичьих земель до Учредительного собрания, ко всевозможным насилиям в армии) ни один уважающий себя архиерей и священник не может. Таким образом, вроде бы не приходя в конфронтацию с большевистской партией, фактически оказывают ей противодействие все больше и больше представителей Церкви, тем более что эта партия пополняется все больше уголовным элементом из числа освобожденных в это время. Часть их оказывается среди анархистов, но немало их и среди большевиков. В
стране творятся страшные вещи. В первые же дни в Кронштадте происходит убийство офицеров, и с большим трудом удается это остановить.
Очень часто историки связывают все эти явления с военным поражением русской армии, что совершенно не верно. Видно, что чем более вовлеченной в военные действия оказывалась та или иная часть, тем менее активно там могли действовать революционеры. В частности, активные боевые действия велись на Западном фронте (знаменитое
Брусиловское наступление) и на Черноморском флоте, и там революционная пропаганда имела меньший успех и разложение началось гораздо позже, чем в других местах. А в Кронштадте, где флот находился в бездействии из-за того, что вход в Финский залив был закрыт минами, моряки ничем фактически не занимались, и там пропаганда имела наибольший успех и кровавые эксцессы начались в первую очередь. Может быть, отчасти это связано с личностью отдельных военачальников и тех или иных священников или благочинных, которые руководили в тех или иных районах, но в целом такая закономерность не может считаться случайной.
Переходим к выборам на собор. Когда эти вопросы обсуждались в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.