Так что в новых условиях, несмотря на крайне трудную обстановку, когда нельзя было ничего подготовить заранее (более того, собор собрался под сильным давлением врагов Церкви), тем не менее согласие было достигнуто. Одной из важнейших черт развернувшегося вскоре гонения было стремление это согласие нарушить, вызвать в Церкви раскол, но именно благодаря тому, что сделал собор, все такого рода попытки провалились. Безусловно, в этом явно видно действие благодати
Божией, и все это чувствовали.
Но не только решением такого рода вопросов приходилось заниматься собору, потому что обстановка была очень сложная и все время обращались к собору с просьбой, что только Церковь осталась единственным институтом, не подвергшимся крушению под натиском бури, разразившейся в стране, поэтому именно на Церковь ложится обязанность возвысить голос в защиту всего того, что рушится. По этому поводу проявлялась тенденция либеральной части русского общества, которая до этого через Львова пыталась подчинить Церковь, устранить всякое ее влияние на народ и вовлечь Церковь в политическую борьбу.
Очень интересна здесь речь епископа Селенгинского Ефрема, который в январе на второй сессии сказал речь на соборе, а 23 августа мученически скончался. Он указывает на то, что главное для того, чтобы все это прекратилось, - это чтобы народ покаялся.
"В самом деле: что представляет собой переживаемое событие в глазах человека верующего? Это кара Божия. Вспомните, что творилось в последние годы в жизни государственной, церковной, общественной. Мы это отлично знаем, и нет необходимости перед этим собранием это изображать. Несомненно, что виноваты в том целые классы людей служения общественного, государственного, церковного, гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление все святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власти, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жизнь нашей родины. И вот гнев Божий война. Слова императора Вильгельма, что он послан Богом для наказания и вразумления народов, - сущая правда. Но этого оказалось недостаточно, чтобы русский народ одумался, вразумился и покаялся.
Даже напротив, обилие денежных средств, выброшенных в народное обращение войной, вконец нравственно растлило народ. Стоит вспомнить встречу Москвой несчастного 17-го года по описанию местных газет, что в .........., что в такой стихии зла и порока нет места покаянию.
Тогда Божиим попущением крах нравственного строя и революция с ее беспредельным углублением.
- 8 Что представляет собой в глазах верующего человека это углубление революции? Оно есть не что иное, как постепенно усиление кары Божией не желающему прийти в покаяние русскому народу. Наступит сознание вины
............................... ................... физическое стихийное бедствие - голод и мор, уже стоящие при дверях, а там, в зависимости от развития нашего нравственного состояния, - смерть или воскресение".
Далее он указывает на то, что прежде всего во всем этом виновата интеллигенция, причем не только обычная интеллигенция, но и военная, забывшая присягу. Вместе с тем он говорит и о слоях духовной интеллигенции.
"Возьмем далее интеллигенцию, творившую политику - где она теперь? Где ее сила, которой она кичилась, где ее пресса, коей она творила разрушение? Сила ее, которой она грозила верховной власти, оказалась мифом, сама же она сокрушена, избивается самосудами, а в живых рукою Божией оставляются лишь главные виновники гибели родины.
............. и кокошкины отправлены к праотцам, а первые граждане, которым свободная Россия собиралась ставить памятники, здравствует, и дай Бог им здравствовать до глубокой старости - без сомнения, на тот предмет, чтобы созерцать плоды трудов своих, своими глазами видеть, что они сделали с Россией своим беспросветным безумием, и горько каяться перед загубленной ими родиной".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.