История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 95

Собор был созван,  чтобы  вернуть  жизнь  Церкви  в  каноническое русло. Кратко вспомним, что же было до этого.

Если говорить об отношениях между Церковью и государством,  то  в период  Петра  Великого  начала главенствовать цель мирского,  земного процветания и могущества государства,  в отличие от предыдущих времен, когда  жизнь России была подчинена духовной цели - защите Православной

Церкви,  ее  благосостояния.  При  Петре  все  стало  соотноситься   с соображениями  государственной  выгоды,  хотя  люди  от Православия не отступали.  В период царствования Екатерины многие полагали,  что сама

Церковь не очень соответствует государственной выгоде.  С точки зрения одних это было  неизбежно  зло,  учитывая,  что  темный  народ  крепко привержен  Православию и ничего изменить здесь нельзя.  Были попытки правда, неудачные - отступления от веры, особенно в эпоху бироновщины;

потом произошло изменение:  при Павле, а более определенно при Николае

I решили,  что Церковь очень для государства полезна.  Никто больше не сомневался в том,  что Церковь нужна для нашего государства, общества, народа,  но  при  этом  главенствующей  все-таки  оставалась   земная, материальная цель, хотя сами по себе люди были верующими и спасались в

Церкви.  Однако   общее   направление   жизни   государства   все-таки определялось  мирской  целью.  И,  наконец,  при  Александре III (и во многом  под  влиянием  его  наставника  обер-прокурора  Победоносцева)

началось осознание того,  что задача государства должна быть духовной, а исходя из нее должна определяться и вся  государственная  жизнь.  То есть пришли к тому, что духовная жизнь народа является главной заботой православного  царя.   Однако   осуществлять   эту   задачу   пытались по-прежнему  с помощью того административно-бюрократического аппарата, который был создан в предыдущие столетия именно с целью контролировать и  ограничивать Церковь и приспособлен именно для внешнего контроля за

Церковью,  а значит,  совсем не отвечал каноническим  нормам.  Поэтому старый  синодальный строй ограничивал возможности для достижения того, к чему государственные люди уже  стремились.  Хотя  в  жизни  русского общества   происходят   заметные   перемены  и  она  становится  более церковной,   чиновничья   бюрократия    по-прежнему    несогласна    с необходимостью возврата Церкви к правильному каноническому устройству, хотя только в этом случае можно исправить все те  нестроения,  которые были допущены в предыдущий период.

Сложность положения в духовной жизни общества чувствовали  все  не  было  недостатка даже в пророчествах о том,  что небрежение верой, погоня за чисто материальной выгодой может кончиться  трагически.  Тем не менее сам Победоносцев заботился о РПЦ,  о духовном образовании, но не об изменении самого синодального строя.  Эта его позиция проявилась и  в  тот  момент,  когда  начал  обсуждаться  вопрос о созыве собора.

Полагаю,  что решение о созыве собора было бы принято гораздо  раньше, если бы он был поставлен,  т.к. о необходимости созыва подавал записку еще епископ Игнатий Брянчанинов,  когда заканчивалось  его  управление

Кавказской епархией;  говорил об этом и А.Н.  Муравьев. Но судьба этих

- 2 записок и то,  как они оказались положенными под сукно  сама  по  себе представляет интерес.  Понимание того,  что необходим созыв собора все больше  становился  пониманием  того,  что   необходимо   восстановить патриаршество.

Появляется настойчивый защитник этой идеи  -  тогда  еще  молодой будущий  архипастырь нашей Церкви епископ Антоний Храповицкий.  Мы уже упоминали  о  нем,  когда  говорили  о  Достоевском  (это  был  юноша, восторженно встретивший речь Достоевского). Будучи родом из дворянской семьи,  он избрал монашеский путь и  стал  выдающимся  воспитателем  и пастырем.  У  него  был  друг  - епископ Таврический и Симферопольский