Протасове было запрещено печатать житие преподобного Серафима.
Противники канонизации никогда этот вопрос открыто не обсуждали, всегда это делалось в кулуарах. Царь выражает свое пожелание, чтобы преподобный Серафим был причислен к лику святых, и слышит в ответ, что этим вопросом занимается Синод и он нуждается в тщательном рассмотрении. То есть по существу возражений не было, а было намерение отодвинуть решение вопроса: посмотрим, обсудим и т.д. И только настойчивое заявление императора о том, что лично он уверен в святости
Серафима Саровского и желал бы, чтобы этот вопрос был рассмотрен как можно скорее, а также то, что большинство членов Синода возражений не имели, сдвигают дело с мертвой точки.
То же и с преподобным Амвросием Оптинским. Известно, что его переезд в Шамордино вызвал очень большое неудовольствие архиерея в последние месяцы его жизни. Какие-то приказания вернуться, хотя он был
- 11 так болен, что не мог двинуться с места, - все это рассматривалось как нечто заслуживающее порицания в его поведении, хотя по существу никаких обвинений не предъявлялось. Были угрозы, что владыка приедет, чтобы лично сопровождать его назад, в Оптину. 10.02.97.
Л Е К Ц И Я 17
В прошлый раз мы остановились на событиях церковной жизни в феврале 1917 г. Нам приходится останавливаться и на политических событиях, потому что нужно как-то определиться по отношению к тем историческим мифам, которые сложились вокруг этих трагических событий нашей национальной и церковной истории. Просто излагать какую-то другую картину того, что произошло, мне не хотелось бы. Наши исторические знания недостаточны для того, чтобы останавливаться на каких-то окончательных ответах и решениях. В связи с этим были резкие споры и взаимные обвинения даже между людьми, принадлежащими к
Православной Церкви, о чем мы еще будем говорить. Моей целью было дать почувствовать, насколько все это было сложно. Поэтому лучше воздерживаться от таких обвинений. Можно говорить только о самых очевидных вещах.
Безусловно, свержение помазанника Божия - это грех. Но кто в нем повинен? Сейчас начинают говорить о народном грехе, о грехе России. Но народ тогда не имел понятия о том, что происходило в Петербурге - это были события сугубо локальные, столичные. Беспорядки, воинский бунт явления грозные, но народ об этом решительно ничего не знал. Основная часть русских людей (да и армии) руководствовалась только слухами, а потом появился царский акт об отречении, в котором для пользы родины всех призывали содействовать создавшемуся в Петрограде Временному правительству.
Некоторые начинают обвинять царя, но видно, что обстоятельства были таковы, что скорее всего его дальнейшие попытки оказывать противодействие могли привести только к неоправданному кровопролитию его немногочисленных в той обстановке верных людей, поэтому обвинять его огульно - значит не понимать той атмосферы, в которой все проходило. Может быть, в дальнейшем будут основания, чтобы судить более взвешенно, но сейчас обвинять царя или его окружение, которое слишком поспешно оставило его одного - все это связано со сведением политических счетов и далеко не всегда обосновано.
Важно, что по отношению к петербургскому населению не носили эти беспорядки совершенно стихийного характера - за всем этим стояли организации, которые в той или иной степени их провоцировали. Но кто из них конкретно виновнее, установить очень трудно, потому что многие из них не совсем правильно представляли ситуацию и считали, что действуют во благо России и Церкви (и даже монархии, если иметь в виду антипатию, которую вызывал Распутин). И прежде чем судить людей, нужно понимать, из каких взглядов они исходили.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.