Точно так же можно говорить, что отсутствие хорошего философского противодействия примитивному вульгарному атеизму объясняет то, что русское культурное общество склонно к атеизму и нигилизму. Появляется целый ряд ученых, которые преодолевают атеизм и являются глубоко верующими людьми. В частности, можно сказать так об известном физиологе Павлове, но далеко не все способны на это просто обратить внимание и воспринять. Да и для других это уже не какое-то заблуждение, а лежит глубоко на уровне духовно-сердечном, поэтому этот атеизм тоже не способен быть в этом случае излечен ни премудрыми книжниками, ни такими пророками, как о. Иоанн Кронштадтский и Амвросий
Оптинский. Что бы ни делалось, появляется такая глубокая невосприимчивость к любому влиянию со стороны веры, религии.
С другой стороны, выражаются надежды на то, что сам народ не подвержен этой заразе, которая в основном приписывается западному влиянию. Иногда такие мысли высказываются Достоевским, частью их приписывают К.П., то это залог того, что Россия и дальше будет процветать и ничего дурного с ней не случится. Здесь явно свойственная
Победоносцеву недооценка того, что люди, не имеющие простого даже духовного просвещения, пусть даже у них есть глубокая и искренняя вера, в целом общество долго держать в Православии не могут. Люди духовно просвещенные необходимы, поэтому безразличие Победоносцева к духовному просвещению в этом отношении тоже приносит большой вред. В
это время делается немало, но все как бы помимо него.
Видно также, что в народ все больше начинает проникать безбожие и революционные идеи народников. Если в просвещенном сословии намечается поворот в сторону веры, то на простой народ, который К.П. пытается оградить от всякого влияния и образования, все больше оказывают влияние атеисты и революционеры. Отчасти это связано с тем, что те, кто недавно пришел к вере, озабочен более точной формулировкой своих взглядов, чем тем, чтобы искать, каким образом все это можно внушить, передать простому народу, а отчасти с тем, что всякая попытка такой пропаганды означает конфронтацию с официальной линией, с правительством, потому что оно не хочет такого просвещения, поэтому те люди, которые не хотят вступать с ним в конфликт, этим заниматься не могут, а те, которые намерены бороться и конфликтовать, они занимаются, и здесь им достаточного противодействия не оказывается.
Это одна из причин, которые полностью перечислить нельзя. Во всяком случае в народе такие тенденции все более нарастают. И такой взгляд, что весь русский народ глубоко верит и проникнут теплой детской верой,
- 5 в революционные годы получает трагичное опровержение.
То же самое надо сказать и о положении русского духовенства и монашества. Оценки идут с разных позиций. Те нападки на монастыри, на монашество и на русское духовенство, которые позволяют себе революционеры и атеисты, крайне преувеличены и злобно искажают подлинную картину. Для них ничего святого нет. Есть, как писал Лев
Толстой (и в этом его критика особенно вредна, потому что он как-то сумел убедить широкие круги в том, что он объективен), что там одни только притворщики и обманщики, а искренне верующих людей нет.
Безусловно, это очень преувеличено, но с другой стороны, людей, которые в действительности не соответствуют своему сану и званию, там очень много. Известны пессимистические оценки состояния монашества, которые высказывал владыка Игнатий Брянчанинов, который очень его любил, о том, как оно должно развиваться. Из книги о. Валентина
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.