У него было много последователей, но особенно известен митрополит Макарий (Невский), который долго трудился на Алтае.
Он умер в сане митрополита Алтайского, но в течение длительного времени был митрополитом Московском. Об этом трагическим завершившемся периоде его жизни мы будем говорить позднее.
Но не только на Алтае расцветала миссия. Очень важные сдвиги произошли среди миссионеров в нынешнем Татарстане
(тогда - Казанская епархия). Миссионерство среди магометан было всегда особенно трудно, потому что там приходилось сталкиваться с организованной общиной, не позволявшей осуществлять миссию. Человек должен был полностью отойти от своих корней, если он принимал Православие. Под влиянием того, что у всех инородцев появилась тяга к образованию, а отчасти потому, что было организовано миссионерское отделение при
Казанской Духовной Академии, там тоже появился выдающийся миссионер Николай Иванович Ильминский, которому удалось найти способ воспользоваться некоторыми благоприятными предпосылками, в это время сложившимися среди татар. В
частности, он осознал, что все предыдущие миссионеры действовали неправильно, переводя Св. Писание и христианское
Богослужение на научный татарский язык, который был проникнут арабскими словами и был языком исламского Богослужения. Он первым стал переводить эти книги на язык простонародный, разговорный, и на этом пути добился больших успехов.
Год назад в Казани проходила богословская конференция, где некоторые священники говорили о том, что сейчас там есть заметное движение в самом народе. Замалчивается целая народность, которую они называют "крещеные" - татары, которые говорят на своем коренном языке, который сохранился только благодаря Православной Церкви. И сейчас, устраивая
Богослужения, они стремятся в храм потому, что таким образом сохраняется их коренной язык. Сами они утверждают, что таких чуть ли не миллион человек. Для них Ильминский является предметом пламенного обожания, в отличие от татарских националистов, которые ежегодно отмечают сожжением чучела
Ивана Грозного день взятия Казани.
Надо сказать и о миссии в Америке. Я уже упоминал о святом митрополите Иннокентии (Вениаминове), который в течение более десяти лет после смерти митрополита Филарета (с 1868 по
1879) был митрополитом Московским, но до этого очень много потрудился в Восточной Сибири и в Америке, где им была преобразована Американская церковь. Так что его канонизация в
70-х годах, когда вообще никого в СССР нельзя было канонизировать, состоялась именно по инициативе и под нажимом возродившейся Американской церкви, которая рассматривала митрополита Иннокентия наряду с Германом Аляскинским как одного из своих американских святых.
Он родился в 1797 г., начал миссионерскую деятельность в
20-е годы, будучи протоиереем; в 1850 г., овдовев, он стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Ему приходилось много путешествовать по этой громадной епархии, центр которой при нем был перенесен в Америку. Одним из его преемников был
Святейший патриарх Тихон, о чем мы будем говорить позднее.
Митрополит Иннокентий тщательно изучал быт народов, среди которых он проповедовал, и много писал и рассказывал о своем миссионерском опыте, что использовалось другим нашим миссионером - митрополитом Николаем Японским. Его лучшее творение - "Указание пути в Царствие Небесное". Прочту короткий отрывок из этого произведения:
"Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святаго, не может молиться такой молитвой, которая истинно приятна Богу. Всякий грех удаляет нас от Духа
Святаго, но особенно Ему противна телесная нечистота и духовная гордость. Молиться Богу можно всегда и везде, на всяком месте, и даже тогда, когда грех одолевает нас. Кто чувствует свою внутреннюю бедность, тот не перестанет молиться и среди своих занятий. Кто усердно желает войти в Царство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.