История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 138

Своим главным долгом обновленцы считали во что бы то ни стало привлечь интеллигенцию в Церковь;  до того,  какое влияние окажут желаемые  ими изменения на простой народ,  им было мало дела,  потому что главным их интересом и была интеллигенция.  У них  не  было  понимания,  что  эти ответы  -  простая  отговорка,  что  критиковать Церковь люди могут за многое,  но что бы там ни делали, какие бы изменения ни вводились, тут не  содержится  никаких,  даже формальных,  обязательств возвращения в

Церковь. И какие бы реформы ни проводились, в Церковь никто не пойдет, не говоря о том, что сами по себе эти реформы антицерковны.

Любопытная черта всего этого предобновленческого союза - то,  что там   видные   места   занимают  не  крупные  богословы,  предлагавшие обновление,  а  крупные  эпигоны,  которые  сами  ничего   нового   не предлагают, но становятся крайними (вплоть до нелепостей) сторонниками новшеств,   чтобы   как-то   выделиться,   и   активным   участием   в организационной  деятельности  стремятся  привлечь  к  себе  внимание.


- 5 Именно такой характер носит деятельность членов этого  союза.  Подобно всем революционерам,  они объявляют себя лучшими элементами Церкви,  и будущий обновленец,  профессор Петроградской Академии Теклинов,  так и пишет  обер-прокурору  Львову,  что  для  того  чтобы  Церковь  заняла правильную позицию в условиях эпохальных  перемен,  "лучшие  элементы"

должны взять в свои руки церковную печать,  и намечает план того,  как это нужно  сделать:  нужно  забрать  центральный  орган  -  "Церковный общественный   вестник"   у   Синода  и  передать  его  якобы  в  руки

Петроградской Академии,  где очень сильны  либеральные  профессора,  а фактически  ему,  Теклинову,  потому  что  в  Академии полный разброд, поэтому достаточно только намека обер-прокурора,  кого он хочет видеть своим редактором, и Теклинов им станет.

Этот план оказался источником сильного  церковного  расстройства, потому  что в России духовенство и интересующиеся церковными вопросами люди привыкли к тому,  что  "Церковный  общественный  вестник"  -  это основная  церковная  газета,  из которой они узнают,  как православные люди должны смотреть на  все  события  церковной  общественной  жизни.

Поэтому была попытка использовать это доверие, чтобы начать пропаганду обновленческих взглядов в условиях отсутствия всякого противодействия, потому   что   единственная   главная   газета   оказывалась  в  руках обновленцев.

Прекрасно понимали,  что  такой план не может встретить поддержки

Синода в его полном составе,  поэтому дождались момента, когда большая часть  синодальных  архиереев  разъехались по своим епархиям в связи с наступлением Страстной  Седмицы  и  праздника  Пасхи.  По  заведенному порядку   в   это   время  для  решения  дел,  не  терпевших  никакого отлагательства,  оставалось в Синоде три человека.  В этот момент  там оказались   два  будущих  патриарха  -  Виленский  архиепископ  Тихон,

Финляндский архиепископ Сергий  и  протопресвитер  армии  и  флота  о.

Георгий Шавельский.  Именно в этот момент обер-прокурор Львов и ставит вопрос о передаче "Церковного  общественного  вестника"  фактически  в руки Теклинова.  Решения могли вступать немедленно в силу только в том случае,  если единогласно принимали все три члена Синода.  В противном случае нужно было ждать, пока Синод соберется полным составом.

В условиях сильного нажима со стороны обер-прокурора  архиепископ

Сергий и о. Георгий Шавельский согласились на это решение, архиепископ

Тихон возражал  против  него,  о  чем  сделал  надпись  в  специальном журнале. Тем не менее через два все это вступило в силу. Впоследствии, когда собрался собор РПЦ,  этот эпизод подробно обсуждался и  действия тех,  кто  это решение обсуждал,  в особенно архиепископа Финляндского