Своим главным долгом обновленцы считали во что бы то ни стало привлечь интеллигенцию в Церковь; до того, какое влияние окажут желаемые ими изменения на простой народ, им было мало дела, потому что главным их интересом и была интеллигенция. У них не было понимания, что эти ответы - простая отговорка, что критиковать Церковь люди могут за многое, но что бы там ни делали, какие бы изменения ни вводились, тут не содержится никаких, даже формальных, обязательств возвращения в
Церковь. И какие бы реформы ни проводились, в Церковь никто не пойдет, не говоря о том, что сами по себе эти реформы антицерковны.
Любопытная черта всего этого предобновленческого союза - то, что там видные места занимают не крупные богословы, предлагавшие обновление, а крупные эпигоны, которые сами ничего нового не предлагают, но становятся крайними (вплоть до нелепостей) сторонниками новшеств, чтобы как-то выделиться, и активным участием в организационной деятельности стремятся привлечь к себе внимание.
- 5 Именно такой характер носит деятельность членов этого союза. Подобно всем революционерам, они объявляют себя лучшими элементами Церкви, и будущий обновленец, профессор Петроградской Академии Теклинов, так и пишет обер-прокурору Львову, что для того чтобы Церковь заняла правильную позицию в условиях эпохальных перемен, "лучшие элементы"
должны взять в свои руки церковную печать, и намечает план того, как это нужно сделать: нужно забрать центральный орган - "Церковный общественный вестник" у Синода и передать его якобы в руки
Петроградской Академии, где очень сильны либеральные профессора, а фактически ему, Теклинову, потому что в Академии полный разброд, поэтому достаточно только намека обер-прокурора, кого он хочет видеть своим редактором, и Теклинов им станет.
Этот план оказался источником сильного церковного расстройства, потому что в России духовенство и интересующиеся церковными вопросами люди привыкли к тому, что "Церковный общественный вестник" - это основная церковная газета, из которой они узнают, как православные люди должны смотреть на все события церковной общественной жизни.
Поэтому была попытка использовать это доверие, чтобы начать пропаганду обновленческих взглядов в условиях отсутствия всякого противодействия, потому что единственная главная газета оказывалась в руках обновленцев.
Прекрасно понимали, что такой план не может встретить поддержки
Синода в его полном составе, поэтому дождались момента, когда большая часть синодальных архиереев разъехались по своим епархиям в связи с наступлением Страстной Седмицы и праздника Пасхи. По заведенному порядку в это время для решения дел, не терпевших никакого отлагательства, оставалось в Синоде три человека. В этот момент там оказались два будущих патриарха - Виленский архиепископ Тихон,
Финляндский архиепископ Сергий и протопресвитер армии и флота о.
Георгий Шавельский. Именно в этот момент обер-прокурор Львов и ставит вопрос о передаче "Церковного общественного вестника" фактически в руки Теклинова. Решения могли вступать немедленно в силу только в том случае, если единогласно принимали все три члена Синода. В противном случае нужно было ждать, пока Синод соберется полным составом.
В условиях сильного нажима со стороны обер-прокурора архиепископ
Сергий и о. Георгий Шавельский согласились на это решение, архиепископ
Тихон возражал против него, о чем сделал надпись в специальном журнале. Тем не менее через два все это вступило в силу. Впоследствии, когда собрался собор РПЦ, этот эпизод подробно обсуждался и действия тех, кто это решение обсуждал, в особенно архиепископа Финляндского
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.