История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 186

Она сожалела о том, что антицерковная кампания 60-х годов не учитывает опыта прошлых лет:  как хорошо тогда разоблачали весь  этот  церковный дурман  и  в  частности  чудо  с превращением воды в вино.  Сливали на глазах у собравшихся друг с другом две белые  жидкости,  и  получалась красная.  Вряд  ли  кто-то мог догадаться,  что если в раствор лакмуса влить кислоту или фенолфталеин в  щелочь,  получив  при  этом  красную жидкость,  то это будет разоблачать чудо превращения воды в вино.  Тем не менее в течение 40 лет она пребывала в уверенности, и, наверное, на очень многих это действительно подействовало.

В сборнике атеистических документов высказывается  неудовольствие по поводу одного профессора.  Интеллигентам тоже нужно было есть,  так что их  привлекали  к  пропаганде.  Один  профессор-химик  выехал  для агитации  в  глубинку и,  с точки зрения авторов статьи,  вел себя там совершенно непозволительно,  потому  что  получил  горчичный  газ,  но никаких атеистических объяснений не сделал.  Когда я читал эту статью, то тоже жалел о том,  что никаких атеистических разъяснений не  сделал сам автор статьи,  потому что очень интересно было бы знать,  в чем же атеистическое значение  получения  горчичного  газа.  Судя  по  всему, такого  рода  дикие вещи действовали,  и их было немало.  Так что если говорить об эксплуатации  народной  темноты,  то  она  имела  место  в массовых масштабах, но отнюдь не со стороны Церкви.

Учитывая весь  этот  безбожный  элемент,   который   в   массовом количестве  имелся  среди  большевиков,  для  многих  эти  безобразные кощунственные выходки служили как бы средством  самоутверждения:  Бога нет, поэтому можно устраивать выпивку на престоле или привязывать мощи к конскому хвосту  и  совершать  другие  надругательства.  Люди  стали грабителями   и   убийцами   именно  потому,  что  была  разрушена  их нравственность.

Во многом  свержение  царя  -  помазанника Божия,  способствовало массовому вовлечению людей в такие преступные действия,  потому что за убийство  помазанника  Божиего не последовало никакого наказания.  Эти дикие  выходки  были  следствием  самоутверждения.  Если  говорить   о гонениях, которые осуществлялись советским правительством, то, с одной стороны,  здесь имел место некоторый план и они вдохновлялись примером французских  революционеров конца 18 века и французских антиклерикалов начала 19 века, которым они стремились всячески подражать.

Во всех этих действиях,  как придется говорить позже, проявляется и некая алогичность.  Когда с  ними  знакомишься,  вспоминаются  слова

Иоанна  Кронштадтского,  который тогда был не совсем удовлетворен тем, как излагаются причины гонений на христиан в первые века нашей  эры  у профессора  Болотова,  потому  что не подчеркивается,  что все гонения являются следствием сатанинской бесовской зависти.  Конечно,  разумные рациональные  причины  подыскиваются,  чтобы  обосновать  то  или иное


- 11 гонение,  но в целом это проявление злобы и суеты,  и непонятно, зачем даже  с  марксистской точки зрения,  нужны эти гонения,  когда все эти

"религиозные предрассудки" и так должны отмереть.  Зачем предпринимать эти  массовые  насилия,  которые  на  поверку  оказываются  совершенно бессмысленными?  Дальше мы увидим это  неоднократно,  так  что  здесь, безусловно,  еще  нечто  бесовское,  не  осознанное самими гонителями, присутствует не только в диких злодеяниях и кощунственных выходках, но и во всей кампании в целом.

Прежде чем говорить о новом ее этапе, усиление кампании связано с голодом  в  Поволжье  и изъятием церковных ценностей.  Власти всячески покровительствовали  с   целью   борьбы   против   РПЦ   всяким   иным вероисповеданиям  и  расколам.  Сначала  это  сказывалось  в поддержке католичества и баптистов,  думали поддержать  и  старообрядцев,  но  в целом  дело  не очень складывалось,  в особенности со старообрядцами и католиками.  Главным объектом борьбы, хотя формально боролись просто с религиозными предрассудками, всегда оставалась РПЦ. Когда Дзержинскому сообщали о возможности борьбы с исламом,  он сделал пометку,  что  ВЧК