История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 63

Поняв,  что ему нечего делать среди людей,  которые  не  хотят слушать  Евангелие,  он оставил епископство в Ниневии.  И если владыка Филарет  в  трудных  обстоятельствах  до  конца  жизни управлял епархией,   то   епископ   Игнатий,   будучи  другого устроения, предпочел удалиться на  покой,  что  позволило  ему опубликовать ряд   произведений,  которые  были  адресованы  в первую очередь монашествующим, но оказали громадное влияние на всех русских людей.

В те годы, когда епископ Игнатий был в Сергиевой пустыни, вокруг него   собрался   кружок   лиц,   стремившихся   глубже познакомиться с духовной жизнью,  православным подвижничеством и искавших наставничества.  Среди них был будущий святой нашей

Церкви о. Иоанн Кронштадтский.

Другой замечательный подвижник - епископ Феофан Затворник

(1815-1894) писал для гораздо более широкого круга  читателей, хотя  многие  его  сочинения  тоже  адресованы подвижникам.  В

частности,  с его именем связан новый перевод  "Добротолюбия", которое  он заново отредактировал.  Он вел широкую переписку с очень многими людьми по самым разным вопросам.

Феофан Затворник   получил   богословское  образование  и какое-то время  был  даже  ректором  ПДА,  возглавлял  Русскую миссию в  Иерусалиме  (и  оставил  интересные  воспоминания  о духовной жизни  восточных  христиан,  которые  находились   по турецким игом).  В  то  же  время,  что и епископ Игнатий (при обер-прокуроре Толстом),  он  был   призван   к   епископскому служению и  в  одно время с ним его оставил.  С этим служением связано то,  что получил наконец устроение Дивеевский  женский монастырь -  такое,  какое хотел дать ему преподобный Серафим.

Долгое время  архимандрит  Иоасаф  считал,   что   преподобный

Серафим завещал  ему  заботиться о дивеевских сестрах (чего на самом деле не было и  против  чего  возражали  все  дивеевские сестры, и   не   только   они).  Он  вмешивался  в  управление монастырем, давал ему не то направление,  и  только  благодаря влиянию митрополита  Московского  Филарета когда монастырь был передан в  Тамбовскую  епархию,  когда  ею  управлял   владыка

Феофан, в Дивееве все устроилось так, как завещал преподобный.

Канонизация преподобного Серафима  произошла  бы  гораздо раньше, если  бы  не  недоброжелатели,  как  это  ни покажется странным. Именно митрополит Филарет настаивал  на  том,  чтобы опубликовать воспоминания о преподобном,  и прокурор Протасов, учитывая некоторые  неодобрительные   отзывы   (в   частности, одного из последних настоятелей Саровского монастыря, которому не нравилось стечение народа)  категорически  воспротивился  и добился того,  что  даже  воспоминания  о  преподобном не были опубликованы. Не  удивительно,  что  нарушалась  его  воля   в устроении Дивеевского монастыря. Всякая попытка устроить жизнь духовно, благочестиво,  встречала препятствия,  которые хотя и преодолевались, но с трудом.

Уйдя в затвор,  епископ  Феофан  занимается  литературной деятельностью, которая  благодаря его учености и знанию языков

(он много переводил) играла  большую  роль  в  духовной  жизни общества. Его   наследие   и   сейчас   оказывает   величайшее воздействие на умы и души.  Любопытно,  что те,  кто  пытается перевести духовную  жизнь  на монашеские,  аскетические рельсы

(как Бердяев),  всегда   начинают   с   произведений   Феофана

Затворника.

В ряду людей,  оказавших влияние на русскую жизнь,  нужно назвать не  только духовных,  но и светских людей - философов, которые объединены общим названием славянофилов (хотя сами они себя  так  не  называли).  В  одном  из  своих писем Александр

Степанович Хомяков (безусловно,  самый выдающийся их всех этих философов) замечал: "Меня называют славянофилом? Я не отрицаю, я люблю славян, но сам я себе такого названия не давал".

Деятельность славянофилов тоже была очень важна. Это были не единичные представители, а целая группа, соединявшая в себе глубочайшую западную  образованность  с  искренней преданность