История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 54

Видно, что  именно  в  николаевское  время  было  уделено особое внимание тому,  чтобы в средние слои русского  общества влияние Запада никак не проникало.  Об этом очень заботились в частности,  ограничили число студентов. Но потом вдруг опять на очень широкие слои (исключая, может быть, самые низкие) все это опять  обрушилось,  потому  что   резко   возросло   число студентов в    университетах,    к   чему   не   были   готовы преподаватели. Стало развиваться безбожие, к чему тоже не были готовы, чтобы дать какой-то отпор.  Результаты были опять теми же самыми. В нашем веке, в 1917 году, повторилось то же самое, когда в  предыдущее  время,  в  особенности при обер-прокуроре

Победоносцеве, уделялось   много    внимания    тому,    чтобы предохранить простой  народ от тлетворного влияния и сохранить в чистоте его детскую веру,  не допустив воздействия  на  него образования. И  снова  потом  все  резко  рухнуло,  и  в самых неблагоприятных условиях пришлось испытывать воздействие всего того, от чего пытались их сохранить.

Возникают нигилизм  и  атеизм.  Предтечи  имелись  еще  в николаевское царствование   -  в  частности,  один  из  первых западнических идеологов  Чаадаев.  Сейчас,  когда   приходится разговаривать с   людьми,   считающими,   что  в  его  письмах заключена глубокая истина, они пытаются повернуть дело так: он предсказывал, что  в  России неблагополучно и должна произойти духовная катастрофа. Разве она не произошла и разве не следует на этом основании признать, что он был глубоко прав?

О том,  что в России  не  все  благополучно,  говорил  не только Чаадаев.  Но  сам  смысл  его  писем  (по  крайней мере первых) заключался в  том,  что  для  предотвращения  грядущей катастрофы следует   обратиться   к   католичеству.   Если  мы посмотрим на ход исторического развития,  то увидим, что столь тяжелых гонений,   какие   испытала  РПЦ,  римско-католическая церковь все-таки не переносила,  но влияние ее во  всех  слоях населения сократилось  ничуть  не  меньше,  чем  влияние  РПЦ.

Поэтому исходная посылка Чаадаева о том, что западная культура держится католицизмом  и  его  нужно  принять для спасения,  совершенно нелепа,  равно как и рассуждения о том,  что Россия стоит вне  истории  и  не  подчиняется  историческим  законам, отражающие только нелепый  взгляд  на  историю  и  ее  законы, потому что для всякого, кто подходит к истории с научной точки зрения, ясно,  что если какой-то закон существует,  он  должен действовать во  всех  обществах.  А если,  изучив историческое развитие Европы, вывести какие-то законы, а потом, убедившись, что в каких-то странах они не действуют,  начинать критиковать эти страны вместо того, чтобы попытаться понять и углубить эти законы, -  это  очень  нелепо.  Но  именно  эта мысль занимает большое место в письмах Чаадаева.

Что касается  его конкретных критических замечаний,  то в них есть  немало  справедливого,  но  тут   он   не   особенно оригинален. Главное,   что   его   отличало,   -   нападки  на

Православие и на особый духовный путь России. Это было связано с католицизмом,   как   у   князя   Гагарина   или  у  другого обратившегося в католичество - Печерина.  Обычно эти обращения происходили под  влиянием  поляков  и были связаны с тем,  что русское духовенство  было   малообразованным   и   неспособным удовлетворить духовные   запросы   тех,   кто   ознакомился  с европейской культурой и цивилизацией.  Некоторые славянофилы и

Погодин  критиковали  русских  аристократов за то,  что они во

Франции обращаются в католицизм,  и писали:  говорят, не с кем побеседовать.   А  вот  побеседовали  бы  они  с  митрополитом

Филаретом. Но таких людей было очень немного. А среди римского католического духовенства   было   немало   высокообразованных людей. У поляков представители дворянского сословия  часто,  в отличие от русских, избирали духовный путь. Люди, испытывавшие духовный кризис в силу  различных  обстоятельств,  становились добычей ксендзов - в основном польских.  Польские националисты к тому же не могли смириться с тем,  что Польша была завоевана