История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 17

Елизавета приняла   эту   точку   зрения  и  от  реформ,  которые предлагали  инициаторы  возврата  к  патриаршеству,   отказалась.   Но церковные  иерархи от этого нисколько не пострадали.  Правда,  Арсений

Мациевич,  который стал митрополитом Ростовским,  не  мог  остаться  в

Святейшем Синоде,  хотя его туда пригласили,  но по другой причине: он имел дерзновение отказаться от формы присяги,  которую  приносили  все архиереи.  В  частности,  там  были слова,  что они исповедуют крайним судией Коллегии государя, а Мациевич счел это оскорбительным и принося присягу,  сказал,  что почитает крайним судией Коллегии Господа Иисуса

Христа. За ним сохранили архиерейский сан, но от заседаний в синоде он был отстранен.

Тем не менее находясь на Ростовской кафедре, он продолжал большую и   полезную   деятельность   -  в  частности,  ему  удалось  добиться

- 2 прославления   своего   недавнего   предшественника   свт.    Димитрия

Ростовского.

Кроме того,  были  прекращены  делавшиеся   при   Петре   попытки отобрания  церковных  имуществ.  Те  средства,  которые контролировала государственная власть и которые просто направлялись в казну,  были  в значительной степени возвращены Церкви (правда,  ненадолго;  при Петре

III и во время колебаний при Екатерине II,  о чем мы будем говорить  в свое время, реформа по отобранию церковных земель была осуществлена).

Димитрий Ростовский был церковным деятелем предшествующей  эпохи, но скончался он в 1709 г. и его проповедническая деятельность, главный труд его жизни (составление житий  святых)  всем  известен.  Он  очень заботился о просвещении и вместе с тем очень скорбел, что первые шаги, которые предпринял  Петр  к  отобранию  церковных  имуществ,  не  дает возможности  даже  содержать  семинарию  в  Ростове,  как это делалось раньше. Святитель очень широко понимал пастырские обязанности, так что при  нем  семинаристы  устраивали  некие  благочестивые представления, чтобы привлечь людей.  Так что методы,  которыми  Димитрий  Ростовский осуществлял свою пастырскую деятельность, были очень широки.

Вообще в   то   время   по   распоряжению   Петра    поставлялись архипастырями малороссияне - и Амвросий Юшкевич, и Арсений Мациевич не являются исключениями из этого  правила.  И  только  в  50-е  годы  по решению  Елизаветы было специально отмечено,  что отныне нужно ставить архиереев не только из малороссиян,  но и из великороссов.  Оказалось, однако,  что  малороссийские  архиереи  вовсе  не склонны больше,  чем великороссы,  к  тому,  чтобы  делать  какие-то   уступки   в   смысле порабощения Церкви светской властью.  В этом смысле разницы между теми и другими не было,  хотя западное влияние наблюдалось у многих,  в том числе и святых.  Например,  Димитрий Ростовский, выдающийся святитель, все-таки допускал обращение к опыту таких западных мистиков,  как Фома

Кемпийский,   которые   в  дальнейшем  были  осуждены  как  совершенно неприемлемые для православных людей  святыми  Игнатием  Брянчаниновым,

Феофаном  Затворником.  Но  главный  его  интерес  сосредоточивался на проповеднической, просветительской деятельности, а это были подвижники духовно-аскетического плана.

Замечательно было то,  что в это время развивалась  миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, и здесь тоже появилось много замечательных святых  -  в  основном  в  деле  просвещения  Сибири.  В

Тобольске   -   архипастыри   Филофей  Лещинский  и  Иоанн  Максимович

(Тобольский).  Интересно,  что пастырское служение Иоанна  Максимовича предваряется  и  завершается  служением  Филофея  Лещинского.  И тот и другой были очень талантливыми людьми,  но учитывая, что они не желали приспосабливаться  к тому направлению,  которое взял Петр,  места им в

России не нашлось и их отправили подальше в Сибирь,  как это делали  с очень многими. Филофей Лещинский пробыл там много лет, но потом тяжело заболел и обнаружил стремление к схимнической  жизни  (и  постригся  в схиму  с  именем  Феодора),  и  тогда  на  смену ему был прислан Иоанн