История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 170

Сергии,  когда было признано (в 30-е  гг.)  то,  что  было  сделано  в

Грузии. В принципе, с точки зрения человеческой справедливости то, что делалось в Грузии,  можно понять.  Они считали,  что их  насильственно лишили автокефалии (во всяком случае самоуправления,  потому что,  как выяснилось,  строгой автокефалии их церкви тогда не было и никогда они

Русской  Церкви не подчинялись).  На основании того,  что говорилось в предсоборном присутствии,  у них были  основания  сомневаться  в  том, захочет  ли  собор  признать их автокефалию.  Хотя по ходу собора было видно,  что там склонились к такому признанию. Но существовал вопрос о границе.  В  районе  Сухуми  и  других  подавляющее  большинство  было категорически против всякого отделения. В тот момент, когда Грузинская церковь  объединялась  с  русской,  там  было два католикоса,  так что опасаться у них были основания.  Но с  чисто  церковной  точки  зрения понятны  и  требования  не  только  благодаря тому,  чтобы уладить эти детали,  а потому, что все те архиереи, которые теперь восстанавливали церковное   управление,   управляли   другими  епархиями,  они  просто вернулись в Грузию и давали архиерейскую присягу на послушание  Синоду и  РПЦ.  Эта  присяга  была  нарушена.  Договаривались,  что  какие бы несправедливости не были совершены раньше,  лучше  данной  присяги  не нарушать  и  все  решить  в  соответствии  с  церковными  нормами.  Но договориться об этом не  удалось:  хотя  грузины  были  приглашены  на собор, они туда не приехали.

Надо постараться понять,  в чем было  основное  значение  собора.

Когда  сейчас  многие говорят о II Ватиканском соборе,  состоявшемся в

60-е годы,  упоминают в частности высказывание папы Павла VI  о  конце эры  Константина.  Может  быть,  не С.Н.Булгаков первым выразил такого рода взгляд,  но мне неизвестно,  чтобы кто-то до него это говорил - о конце эры Константина (эры единения Церкви и государства) было сказано на несколько десятилетий раньше, а именно на русском поместном соборе.

Задача  стояла  как раз в том,  чтобы Церковь приспособилась к жизни в новых условиях.  Есть такие высказывания,  что II Ватиканский собор  в смысле  приближения  канонической жизни Церкви к новым условиям сделал гораздо больше,  чем русский поместный собор для  РПЦ.  Насколько  это правильно  -  это  другой  вопрос,  но  то,  что там многое нужно было проработать,  понимали все участники поместного собора, и это видно по соборной  программе.  До конца они не могли многое завершить а отчасти


- 7 это нельзя было сделать,  потому что сами условия внешней жизни быстро менялись.

Но с другой точки зрения,  на соборе РПЦ  было  сделано  то,  что нигде   и   никогда   сделать  не  удавалось:  управление  Церкви  эры

Константина  характеризуется  тем,  что  большинство   членов   Церкви удерживается в данном вероисповедании действиями государства,  которое исповедует  ту  же  самую  веру,  или  благодаря  тому,   что   полной собственностью  на  все  церковное  имущество обладает иерархия.  Ни о каком согласии иерархии с церковным народом  говорить  не  приходится.

Это проявилось после II Ватиканского собора в известных референдумах в

Италии (о разводах и др.).  Видно,  что миряне не собираются слушаться иерархии.  Как  раз  на  русском  поместном  соборе  в  очень  трудных условиях,  когда сама власть не только  не  способствовала  достижению церковного  единства,  а наоборот,  всячески старалась его разладить и столкнуть  мирян  с   иерархией,   это   единство   было   достигнуто.

Установилось  полное  церковное единство без всякого насилия,  и здесь видно,  что церковный народ пошел за Церковью,  за иерархией. Конечно, как   того   требовали   обстоятельства,   были   допущены   некоторые компромиссы, но в пределах канона.