Николай, - это не вопрос церковной истории. Про всякого царя можно сказать, что если он не пользуется теми возможностями духовной жизни, которые ниспосланы ему Господом через мудрых подвижников, наставников, то не избежать ему ошибок и в управлении светском. Но какая-то особая необходимая для царя способность привлекать к себе людей, которая была дана далеко не каждому царю, Николаю I была дана. Его особое личное обаяние чувствовали очень многие (об этом писал Пушкин).
Иногда такого рода особое действие, которое оказывало общение сним, многим было даже неприятно. То же самое чувствовал и славянофил Юрий Самарин. Видно, что это связано с каким-то особым внутренним чутьем, находчивостью - как надо поступить в каждый момент, чтобы проявить особое свое внимание, заботу о подданных. Приведу два эпизода, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Император как-то едет со своей свитой и видит, как простой булочник или солдат тянет одинокий гроб. Он спрашивает: "Кого хоронят?". Какого-то солдата. "Ну что ж, близких родственников у него нет, но служил-то он у меня, значит, кроме меня некому проводить его в последний путь".
Император идет за гробом, за ним пристраивается свита.
Прохожие узнают, в чем дело - собирается процессия. Все это становится широко известно. Причем это не какая-то демонстрация, а проявление искреннего чувства.
Когда был арестована группа Петрашевского (вместе с которой пострадал и Достоевский), то по сходству фамилий вместо одного офицера Львова был арестован другой, которому пришлось провести какое-то время в заключении, но потом его выпустили. Император обо всем этом узнал. "Что же, его выпустили даже без извинений? Человека арестовали зря, тут прежде всего виноват я сам, так что мне и надо извиняться". На следующий день парад, на который Львов вывел свой полк. Когда полк проходит мимо государя, раздается команда: "Парад, стой!"
Император лично приносит офицеру перед строем извинения, поскольку тот пострадал невинно, пожимает ему руку, и парад двигается дальше.
Эти примеры свидетельствуют о глубоком душевном действии императора, его стремлении не только на словах быть отцом для своих подданных. Таких проявлений было немало. Но вместе с тем
Николай стремился воплотить в жизнь империи довольно консервативные начала французского абсолютизма, в том числе и в Церковь. Далеко не все из его государственно-бюрократического идеала заслуживает одобрения, поэтому у императора было немало врагов. Так что чем больше он мог привлекать к себе сердца, чем больше он проявлял себя человеком рыцарского благородства, тем больше было вокруг него и злобы, стремления как-то его унизить, найти изъяны в его поведении. Такого рода факты при оценке личности Николая I
необходимо иметь в виду.
Помимо личности императора, для периода царствования
Николая I имел значение поворот в духовной жизни, который произошел фактически под конец царствования Александра II, когда было распущено Библейское общество и аналог экуменизма перестал грозить РПЦ. Но появилась особая внешняя, неглубокая забота о религиозном благочестии, возобладал дух уставности, отношение к вере, к религии как к некоей идеологии, призванной защищать господствующий строй и не допускать революции. Это сказывалось на общем духе. Вот мнение знаменитого поэта
Жуковского, которое приводит в своей книге "Пути русского богословия" прот. Г.Флоровский (Жуковский пишет знакомому священнику, участнику русской миссии в Германии):
"В Германии от самотолкования (т.е. от свободы толковать
Св. Писание - А.Щ.) произошло безверие. У нас от нетолкования происходит мертвая вера - почти то же, что безверие. И едва ли мертвая веру не хуже самого безверия. Безверие есть бешеный живой враг, он дерется, но его можно одолеть и победить убеждением. Мертвая вера есть труп. Что можно сделать из трупа?"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.