История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 64

РПЦ и все время стремившаяся донести до русского образованного сословия те духовные сокровища, которые были накоплены Русской

Православной Церковью.  К  Православию  славянофилов  толкнуло чувство патриотизма,  оживившееся после победы над Наполеоном.

Многие из них были участниками этой кампании,  которая оказала на них  глубочайшее  воздействие и способствовала тому,  что в

Православии удержались многие слои русского общества.  Но были люди, которые  держались  Православия  не глубоко,  а были те, кто, почувствовав любовь к отечеству,  его культуре и  Церкви, хотели дойти  в  своих  поисках  истины до конца.  Безусловно, таких людей, которые начинали любить все родное только потому, что это свое, а не потому, что оно истинно, - таких людей было немало и раньше. Большой духовной пользы они принести не могут в смысле своей ограниченности.

Что касается   А.С.Хомякова,   который   в   юности   был вольнодумцев  и  обратился  к  Православию,  как и Киреевские, отчасти из-за чувства  патриотизма,  а  отчасти  под  влиянием своей жены, которая тоже была связана с преподобным Серафимом.

Это была женщина замечательной духовной жизни. Своей кротостью и  мудростью  она  сумела  так повлиять на мужа,  что он очень скоро после женитьбы тоже стал глубоко  верующим  православным человеком.  И Хомяков, и братья Киреевские стали православными не  только  потому,  что  были  патриотами  -  они  стремились осознать до конца всю глубину православного богословия. Не они были  первыми,  кто  это  осознал.  Если  мы  прочтем   письма митрополита  Филарета,  то  увидим,  что  он  еще  задолго  до славянофилов  полностью  освободился  от  влияния  со  стороны протестантизма    и    латинства   и   осознал   необходимость восстановления традиций святоотеческого богословия. Но русское образованное общество  в  своем мировоззрении использовало уже какой-то новый  философский  язык  (не  без  влияния   Гегеля,

Шеллинга и др.),  поэтому язык, на котором велось преподавание в богословских заведениях, был для них чуждым.

В каком-то  смысле можно сказать,  что заслуга Хомякова и

Киреевских как  раз  и  заключается  в  том,  что  они  смогли подлинные сокровища  православной  богословской святоотеческой мысли перевести на  этот  язык,  понятный  русскому  обществу, благодаря чему  возникло  живое  богословие  и  среди русского православного общества.  Им не хватало настоящей  богословской школы, но  постепенно они этот недостаток преодолевали.  Когда

А.С.Хомяков написал  свое  первое   сочинение   о   Церкви   и представил его  на  отзыв митрополиту Филарету,  он не решился сказать, что это его собственное сочинение,  и сказал, что это написал кто-то из православных греков.  Митрополит Филарет дал заключение, что это замечательное сочинение,  но написано  оно отнюдь не  православным  греком,  а  лицом,  несведущим даже в самых элементарных   богословских   истинах.   В    дальнейшем

А.С.Хомяков издал  немало замечательных произведений.  Неправы те, кто считают его только полемистом,  но не богословом. Даже его противники (в рамках РПЦ) - такие,  как Владимир Соловьев, всегда признавали,  что его учение о  соборности  основано  на святоотеческой традиции,   но   именно   благодаря  тому,  что грамотный и знающий философию Хомяков смог его сформулировать, оно и  было принято современными людьми.  Даже такой противник

Церкви, как  Лев  Толстой,  тоже  отмечал,  что   произведение

Хомякова произвело на него очень сильное впечатление.

Верно и то,  что Хомяков  был  полемистом  -  он  защищал

Православную Церковь и при этом,  может быть, иногда увлекался сверх меры.  Его  духовный  рост  происходил  постепенно.  Это кажется очевидным,  потому  что иногда задача не только в том, чтобы кого-то переспорить,  но и сердцем обратить  человека  к тому, в  чем  ты  хочешь  его убедить,  не стремясь при этом к внешнему торжеству.  Это у Хомякова отсутствовало - иногда  он мог обидеть собеседника. Может быть, косвенно, но полемический задор (хотя и не только он)  подтолкнул  и  самого  Герцена  к тому, что тот окончательно стал на атеистический путь.  Герцен сам неоднократно  это  отмечал:  был  кружок  в  Москве,   где собирались для  дискуссий славянофилы и западники.  Он отмечал исключительный полемический талант Хомякова,  и считалось, что со стороны  славянофилов  обычно самым выдающимся оратором был