История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 34

В начале  19  века  по-особому  складываются  отношения с евреями. Как известно,  после подавления  ереси  жидовствующих при Иване  III  был  издан  указ  о  том,  что  никто  из  лиц иудейского вероисповедания    на    территории     Российского государства проживать   не   может.   Этот   указ   выполнялся достаточно строго,  так  что  только   евреи,   перешедшие   в

Православие, могли быть российскими гражданами. Но евреи имели в Европе самые крупные общины,  в частности  на  Украине  и  в

Белоруссии, и  когда  эти  земли вошли в состав России,  встал вопрос о  том,  что  делать  с  этими  евреями.  Вопрос   этот существовал еще  при  Елизавете,  но  ни она,  ни Екатерина не решились на отмену законов,  и таким  образом  возникла  черта оседлости: евреи,     оказавшиеся    гражданами    Российского государства, не могли переселяться без особого разрешения. Это было единственное   ограничение,  принятое  в  законодательном порядке. Никакого   недовольства   еврейского   населения    в отношении русской  государственной  власти  оно  не  породило.

Наоборот, когда во время наполеоновских войск  русские  войска вступали в Польшу,  они находили в местном еврейском населении некую опору  и  поддержку,  чего   нельзя   было   сказать   о настроенном крайне антирусски польском населении. Так что и до

Александра I русское общество было достаточно веротерпимым.

В царствование  Александра  этот вопрос встает по-новому, что связано  с  изменением  его  личных  убеждений.  Когда  он вступил на престол,  вопросы веры, по всей видимости, мало его занимали. Он не был атеистом,  но интересовался религией мало.

Но под   влиянием  жизненных  событий  он  оказался  косвенным виновником гибели своего отца.  Эти переживания породили в нем интерес к христианству,  хотя поначалу он столкнулся с разными проповедниками в силу того  религиозного  плюрализма,  который существовал в  то время в русском обществе.  Даже Евангелие он читает по-французски,  т.к. оно не переведено на русский язык.

В характере  его  происходит  перелом,  особенно  под влиянием событий 1812  г.,  когда  над  Россией  нависает   смертельная опасность. Все  более  или менее духовно чуткие люди понимали, что здесь   видна   рука   Божия:    Россия    смогла    выйти победительницей из   войны   против   армии,   во   много  раз превосходящей русскую  и  возглавляемую  одним  из  крупнейших полководцев всех   времен.   Русские   солдаты  проявили,  без сомнения, невероятное геройство и храбрость,  но было  ясно  и то, что  если  бы  не  помощь  Божия,  то так благополучно для

России все вряд ли могло бы повернуться.

Такое настроение   разделяли  многие  люди  из  окружения

Александра. Именно в силу этого зарождается особое направление в жизни   русского   общества,   которое   можно   сравнить  с современным экуменизмом.  Александр I и его окружение, до того имевшие весьма  относительное  представление о жизни РПЦ (да и то лишь  внешней,  обрядовой),  чувствуют,  что  и  в   других исповеданиях есть   глубоко   благочестивые   верующие   люди.

Возникает мысль о том,  что главное - это личное  благочестие, личная устремленность   ко   Христу,   а   конфессия   -  дело второстепенное. Внутренняя  принадлежность  к  Церкви  зависит только от   веры,   которая   есть   у  каждого,  и  никак  не определяется тем,  кто к какой конфессии принадлежит. Получает распространение фраза  о том,  что "земные перегородки до неба не доходят",  такого рода представления и ложатся в основу тех преобразований, которые стали осуществляться при Александре I.

Еще до реформ Александр стремился поднять  просвещение  и вообще сделать  что-то  для Церкви.  Существовала комиссия,  в которую, кроме митрополита Амвросия и архиепископа Феофилакта, вошли и   крупнейшие  государственные  сановники:  назначенный обер-прокурором друг царя князь Голицын  и  другой  крупнейший деятель времен   царствования  Александра  -  Сперанский.  Они рассматривали много вопросов,  в частности об  улучшении  быта духовенства, изменениях  в  системе  духовного  образования (в частности в  Академии),  чтобы  были  воспитаны  способные   и убежденные проповедники.  Реформа преподавания в Академии была поручена замечательным иерархам  РПЦ.  Архимандрит  Иннокентий